ПРАВО.ru
Репортаж
13 мая 2015, 21:53

"Вы признаете, что нет закона, по которому меня можно уволить?!"

"Вы признаете, что нет закона, по которому меня можно уволить?!"
Фото Право.Ru

Бывший судья из Якутии Александр Старостин оспорил в Верховном суде РФ решения республиканской и высшей квалифколлегий, которые прекратили его полномочия. Этому предшествовало упразднение райсуда, где работал заявитель, и отклонение его кандидатуры в горсуд Президентом РФ. Однако сам судья считал, что той нормы, по которой ВККС лишило его должности, в законе не существует, и прежде чем прописывать ее в решениях, квалифколлегии сначала следует выступить с законодательной инициативой о ее принятии. Но на итоговое решение ВС его доводы не повлияли.

Шесть с половиной лет судейского стажа прошли для судьи Александра Старостина "под знаменем перемен". 11 августа 2005 года указом Президента РФ он был назначен судьей Таттинского районного суда Республики Саха (Якутия) сроком на три года. Следующий президентский указ от 14 января 2009 года продлил его полномочия уже на неограниченный срок. Однако в 2011 году вышел закон № 9-ФЗ "Об упразднении некоторых районных судов Республики Саха (Якутия)", по которому через год Таттинский райсуд ликвидировали, а все его дела передали в юрисдикцию Усть-Алданского районного суда республики, куда Старостин не прошел на конкурсной основе. В мае 2013 года он написал заявление в управление суддепартамента Верховного суда Республики Саха, в котором соглашался занять должность судьи Якутского горсуда. Но решением Президента РФ от 4 декабря 2013 года его кандидатура была отклонена.

На основании этого отказа ККС Республики Саха (Якутия) 24 сентября прошлого года прекратила полномочия Старостина, указав основанием п. 5 ст. 6 закона "О статусе судей" (в статье говорится о полномочии Президента РФ отклонить представленные ему кандидатуры судей федеральных судов). Старостин пожаловался в Высшую квалифколлегию судей, требуя отменить решение. Однако ВККС не стала этого делать, ограничившись изменением основания: теперь полномочия Старостина прекращались в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 14 того же закона (отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда). Старостин не сдался и отправился в Административную коллегию Верховного суда РФ за отменой обоих решений. Вчера его дело рассматривала судья Судебного состава первой инстанции Алла Назарова.

Заявитель начал с того, что попросил приобщить к материалам дела увесистую пачку документов. По его словам, кипа включала характеристику от 16 ноября 2011 года, данную ему прокурором республики, сопроводительное письмо председателя ВС Якутии от 10 июля 2012 года и многое другое. В ответ на недоуменный вопрос Назаровой, к чему все эти бумаги, Старостин пояснил, что эти документы опровергают якобы содержащиеся в деле "компрометирующие материалы на 52 листах, которые никем не проверялись, но повлияли на решение президента". И выступавший по видеосвязи представитель ККС Республики Саха (Якутия), судья Якутского гарнизонного военного суда Михаил Кукушкин, и представитель ВККС Светлана Филипчик возражали против приобщения документов, утверждая, что они не имеют отношения к делу. В итоге Назарова отказала в удовлетворении ходатайства и решила выслушать стороны.

Филипчик и Кукушкин единодушно убеждали судью оставить решения обеих коллегий в силе. Старостин же, когда до него дошла очередь выступать, сухо заявил, что оба акта следует отменить. Для этого он нашел целых четыре основания. Во-первых, надтреснутым голосом зачитывал он доводы, поводом для прекращения его полномочий явилось письмо в республиканскую ККС, подписанное начальником управления судебного департамента ВС Саха (Якутии), в то время как полномочиями принимать такие решения наделен только председатель ВС соответствующей республики. Во-вторых, Старостин утверждал, что сам вопрос о прекращении срока его полномочий якутская ККС рассмотрела лишь спустя четыре месяца с момента обращения, хотя законом для рассмотрения подобных запросов предусмотрен максимальный месячный срок.

Третьим основанием для отмены решений Старостин считал пробел в законодательстве.

– Ни в описательной, ни в резолютивной части решения якутской ККС нет ссылки на подп. 11 п. 1 ст. 14 закона о статусе судей. Как написал сам Кукушкин, этот пункт неприменим к тем судьям, чьи кандидатуры отклонил Президент. А ВККС прекратила мои полномочия по этой статье в связи с якобы имевшим место отказом от перевода, хотя я никаких заявлений об отказе не писал, а, наоборот, давал согласие пойти сначала в Усть-Алданский райсуд, а потом и в Якутский городской! – говорил Старостин. – А факт упразднения Таттинского суда вообще не может быть самостоятельным основанием для прекращения судейских полномочий, продолжал он, так как в этом случае судья может быть переведен в другой суд или же подать в отставку.

Заканчивая речь, Старостин предложил якутской ККС выступить с законодательной инициативой – дополнить ст. 14 закона "О статусе судей" пунктом "отклонение Президентом РФ кандидатуры о переводе в другой суд". А пока, раз такого дополнения нет, применять к нему спорную статью неправильно, резюмировал он.

– Ну вот нет пока в законе такого пункта, что тогда с вами делать? Вы же судья, так скажите, как сейчас можно разрешить эту проблему? – помолчав, спросила Назарова.

Старостин считал, что ВККС должна предложить ему место в другом суде, но тут вмешалась Филипчик. Она снова уточнила, получал ли Старостин предложения о переводе в другой суд. Тот повторил, что получал, и даже дважды дал согласие перейти на другую работу. Услышав это, представитель квалифколлегии заявила суду, что таким образом Старостин уже дважды реализовал свое право на перевод, а ККС не обязана предлагать ему вакансии "до бесконечности", тем более при отклонении его кандидатуры Президентом.

Доводы Старостина о том, что ККС нарушила сроки рассмотрения дела, Филипчик отмела – по ее словам, в течение месяца квалифколлегия обязана просто принять материалы по делу. В данном случае их не было и говорить о нарушении сроков не приходится. А статью 14 ВККС применила затем, чтобы заявитель остался в статусе судьи и имел право уйти в отставку. Доводы Старостина о якобы содержащихся в деле компрометирующих документах, которые могли повлиять на решение Президента РФ, она назвала "надуманными".

Выступавший следом за ней Кукушкин был краток. Он выяснил, что три с половиной года, прошедшие после ликвидации Таттинского райсуда, Старостину зачли в судейский стаж и все это время он получал положенное судье денежное вознаграждение, после чего заключил:

– Решения квалифколлегий законны и обоснованны, просим суд отказать заявителю в требованиях.

Тут Старостин не выдержал.

– Вы признаете, что в статье 14 нет оснований для лишения меня полномочий? Вы признаете, что нет закона, по которому меня можно уволить?! – забросал он Кукушкина гневными вопросами.

Кукушкин сдержанно отвечал, что в настоящее время прямой нормы закона действительно нет, но повторил слова Филипчик о том, что ВККС верно применила в данном деле 14-ю статью, поскольку она дает судье воспользоваться правом на отставку.

Проведя в совещательной комнате около получаса, судья Назарова оставила оба решения квалифколлегий без изменения.