ПРАВО.ru

Коррупционный туризм-2012

Коррупционный туризм-2012
Фото с сайта www.secwhistleblowerprogram.org/

В 2012 году в мире было возбуждено на 42% меньше дел по фактам подкупа иностранных чиновников и менеджеров госкомпаний по сравнению с 2011 годом. Только в США это число уменьшилось на 52%. Таков один из выводов ежегодного доклада Global Enforcement Report, опубликованного TRACE International, некоммерческой организацией, разрабатывающей программы борьбы с коррупцией для крупных корпораций.

Ситуация вернулась к уровню 2009 года, говорит Джулия Колман, один из руководителей TRACE. Согласно новым данным, в прошлом году власти США обращались к Закону о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act) всего 20 раз (против 42 в 2011 г.). В других странах аналогичное национальное законодательство применяли всего семь раз (в 2011 г. — 12 раз).

Всего за последние 10 лет в США дела на основании антикоррупционного закона возбуждались 194 раза, во всех остальных странах, ведущих подобную статистику — только 78. В эту статистику включаются дела на всех стадиях, в том числе прекращенные и доведенные до суда. Также авторы доклада подчеркивают, что берут данные из открытых источников, а это заведомо исключает ряд дел, которые могут по тем или иным обстоятельствам пройти мимо информационного поля.

Точкой отсчета для глобальной статистики TRACE выбрала 1977 год, когда в США был утвержден Закон о коррупции за рубежом, хотя с тех пор еще 25 стран приняли аналогичные национальные законы, например, в Великобритании был принят UK Bribery Act. С 1977 года во всем мире было возбуждено 468 дел, из них 302 — в США. За ними с большим отставанием следуют Великобритания (38 дел), Дания (16 дел) и Германия (15 дел). Интересно сравнить эти данные со списком стран, где находятся центральные офисы компаний, сотрудников которых преследовали власти США в соответствии с Законом о коррупции за рубежом. Этот список возглавляет Великобритания (15 случаев с 1977 г.), за которой следуют Нидерланды (9 случаев) и Германия (7 случаев).

Львиная доля случаев подкупа иностранных чиновников приходится на добывающие отрасли — 113 (здесь и далее указано число случаев с 1977 г.). За ними следуют производство и обслуживание (107), аэрокосмическая отрасль, военная промышленность и безопасность (88) и здравоохранение (80). Меньше всего случаев зафиксировано в сфере образования (4) и в области некоммерческой деятельности (5).

Впервые отчет указывает количество дел, прекращенных на той или иной стадии властями разных стран в период 1977-2012 гг. Учитывая долю Соединенных Штатов в открытых расследованиях, неудивительно, что в этой же стране таких дел больше всего — 22. Еще три дела были прекращены в Великобритании и по одному в Казахстане, Новой Зеландии, Норвегии, России и ЮАР. При этом расследования в России и ЮАР касались "входящей" коррупции, то есть получения взяток официальными лицами этих стран от иностранцев, все остальные — "исходящей".

Приведенные выше данные, однако, не означают, что в Америке стали смотреть сквозь пальцы на этот тип коррупции. Изменилась схема взаимодействия с подозреваемыми — теперь власти США поощряют готовность компаний и индивидуумов идти навстречу, делиться информацией и создавать системы противодействия коррупции за рубежом. Яркий тому пример — соглашение между министерством юстиции США и Morgan Stanley по делу Гарта Петерсона, вступившего в сговор с китайским чиновником, чтобы тайно выкупить у Morgan Stanley часть здания в Шанхае.

Лэнни Брейер, помощник генпрокурора США, заявил в связи с этим делом, что "поскольку Morgan Stanley добровольно раскрыл информацию о преступлении, совершенном Петерсоном, полностью сотрудничал со следствием и доказал, что внедрил полноценную антикоррупционную программу, включающую обучение сотрудников банка в области соблюдения закона о коррупции за рубежом и другие меры, мы отказались от преследования Morgan Stanley в связи с действиями Петерсона. Прокуроры должны разумно подходить к использованию этого закона. Мы всегда, как и в деле Петерсона, стараемся найти оптимальный баланс между строгим и ответственным правоприменением".

Больше всего случаев связано с подкупом иностранцами правительственных чиновников в Ираке, Китае и Нигерии (67, 66 и 39 случаев, соответственно, начиная с 1977 г.). Россия в этом списке находится на 10 месте с 16 случаями. Впрочем, о качестве российских расследований многое говорит дело о подкупе сотрудников Генпрокуратуры представителями Hewlett-Packard — с российской стороны оно закончилось ничем, а вот в Германии менеджерам компании в аналогичной ситуации предъявили обвинение. В целом, TRACE говорит всего о трех делах в России, возбужденных в отношении иностранцев в связи со взятками. Что это за дела, в докладе не уточняется.

Активнее всего боролись со "входящей" коррупцией в Южной Корее, Нигерии и Китае (17, 15 и 11 случаев, соответственно, начиная с 1977 г.). Недавно к списку стран, преследующих отдельно подкуп своих чиновников иностранными компаниями, присоединились еще 15 стран, в том числе Гвинея, Кения, Ирак, Филиппины и Тунис. Это значит, объясняет Колман, что "если в США будет начато расследование против американской компании, подозреваемой в подкупе нигерийского чиновника, нигерийское правительство будет сотрудничать с американским и преследовать своих чиновников, получивших взятку. Можно сказать, мы видим несколько фронтов антикоррупционной борьбы".