Нижняя палата одобрила в первом чтении законопроект, который предлагает исключить особый порядок рассмотрения уголовных дел по тяжким преступлениям. Автором инициативы стал Верховный суд.
По официальной статистике, 70% всех дел рассматривается судами в особом порядке. Согласно данным Судебного департамента при ВС, в 2018 году в рамках этой процедуры рассмотрели уголовные дела о тяжких преступлениях в отношении 84 000 лиц – это 58% от общего числа обвиняемых в тяжких преступлениях.
Вместе с тем дела о тяжких преступлениях являются особо сложными, затрагивают интересы значительного числа потерпевших, вызывают большой общественный резонанс и освещаются в средствах массовой информации. Все это требует «установления на законодательном уровне высокой степени процессуальных гарантий справедливого правосудия. Обеспечить такие гарантии возможно только при рассмотрении дела в общем порядке судебного разбирательства в условиях действия принципа непосредственности и устности исследования доказательств в судебном заседании», говорится в пояснительной записке.
Разработчики законопроекта предлагают внести изменение в ч. 1 ст. 314 УПК, ограничив применение особого порядка судебного разбирательства уголовными делами о преступлениях небольшой и средней тяжести, максимальное наказание за которые не превышает пяти лет лишения свободы, а также все неосторожные деяния. Сегодня особый порядок применяется по всем уголовным делам по преступлениям с максимальным наказанием в размере 10 лет лишения свободы.
Владимир Путин на заседании коллегии Генпрокуратуры в 2019 году обратился к прокурорам с просьбой крайне ответственно относиться к согласию обвиняемого на рассмотрение уголовного дела в особом порядке, особенно если есть сомнения в доказанности обвинения. «Если такие сомнения возникнут, то нужно ходатайствовать о рассмотрении дела в обычном порядке», – напомнил слова президента зампред комитета по госстроительству и законодательству Даниил Бессарабов.
Законопроект предусматривает возможность по результатам рассмотрения дела в особом порядке вынести постановление о прекращении уголовного дела, в том числе в связи с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа либо в связи с возмещением причиненного ущерба.
«Сегодня из закона вытекает, что суд вправе при согласии обвиняемого с обвинением постановить обвинительный приговор. Между тем судебная практика идет немного по другому пути: принимаются решения о прекращении уголовных дел по различным основаниям. Такие полномочия прописаны в постановлении Пленума ВС, но было бы правильно, если такая компетенция найдет свое отражение и в федеральном законе», – отметил зампредседателя Верховного суда Владимир Давыдов в ходе обсуждения законопроекта.