ПРАВО.ru
Практика
12 июля 2022, 15:25

ВС разобрался в споре о компенсации бесплатного проезда

Может ли перевозчик взыскать убытки с администрации за бесплатный проезд льготников, разбирался Верховный суд в рамках одного из недавних споров.

В сентябре 2019-го департамент городского хозяйства Томска заключил с ООО «Ружавто» муниципальный контракт на перевозку пассажиров. Но в нем не предусмотрели пункт о бесплатном проезде льготников, поэтому водители компании заставляли пассажиров, предъявивших единый социальный проездной билет, оплачивать проезд. Один пассажир обратился в суд общей юрисдикции и взыскал с перевозчика компенсацию морального вреда.

ВС разобрался с формой отказа от договора

После этого прокуратура обязала бесплатно возить льготные категории граждан. Надзорный орган решил, что отсутствие в договоре такого условия не может ограничить права граждан. Тогда «Ружавто» представило департаменту собственный вариант соглашения о предоставлении субсидии. В документе говорилось, что ее размер рассчитывается исходя из фактической стоимости каждой поездки. Но чиновники отказались заключать договор на таких условиях. Перевозчику объяснили, что у администрации есть типовая форма подобного соглашения. Там прописано, что возмещается лишь часть затрат. Общая сумма субсидии распределяется между всеми владельцами транспорта.

Но на такие условия «Ружавто» не согласилось. Оно стало возить льготников бесплатно, но каждый раз фиксировало это документально. Соответствующие акты подписывали пассажир и руководитель перевозчика. За четыре месяца 2021 года у фирмы было 142 такие перевозки на сумму 2698 руб. Эту сумму «Ружавто» решило взыскать с департамента как убытки (дело № А67-3639/2021).

Первая инстанция истцу отказала, а апелляция встала на его сторону. Она согласилась, что фирма несла затраты из-за перевозок льготных категорий граждан, и взыскала в ее пользу 2698 руб. Кассация с этим согласилась. Департамент обратился в Верховный суд. В жалобе он подчеркивает, что перевозчику известно о порядке получения субсидий. Но истец сам уклоняется от заключения соглашения. Другой аргумент — суды должным образом не исследовали представленные перевозчиком акты. Из документов выходит, что один пенсионер 92 раза пользовался общественным транспортом за две недели. То есть ездил на автобусе по шесть раз в день.

Экономколлегия проверила доводы жалобы, отменила акты проверочных инстанций и «засилила» решение первой инстанции об отказе «Ружавто» в иске. Таким образом, компании не будет компенсирован льготный проезд граждан.