ПРАВО.ru
Практика
10 октября 2022, 13:10

КС решил вопрос о запрете въезда в РФ мужу россиянки

Серба, женатого на россиянке, оштрафовали за несоблюдение максимального срока пребывания в РФ. Выдворять его из страны суд не стал с учетом семейного положения. Зато эту меру применило МВД. Иностранец решил, что таким образом его дважды привлекли к ответственности за одно деяние. КС разобрался в ситуации.

Конституционный суд разъяснил, можно ли за нарушение миграционного законодательства выдворить иностранца из России, если здесь живет его жена. Согласно Постановлению КС от 06.10.2022 № 41-П, если суд уже счел возможным не применять такую меру в связи с семейным положением нарушителя, то миграционные и правоохранительные органы также обязаны учесть это обстоятельство.

История вопроса

Гражданин Сербии Милан Джурджевич состоит в браке с россиянкой. В сентябре 2019 года Славянский городской суд Краснодарского края признал Джурджевича виновным в нарушении правил въезда в Россию (ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП) — он превысил максимальный срок безвыездного пребывания в стране, когда приезжал в прошлый раз. Учитывая наличие у него в России жены, суд не стал применять такую меру, как выдворение, и ограничился штрафом 2000 руб.

Но Главное управление МВД по Краснодарскому краю в октябре того же года запретило Джурджевичу въезд в Россию на три года со ссылкой на п. 12 ч. 1 ст. 27 закона «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Эта норма предусматривает такую санкцию за несоблюдение предельного срока пребывания в России.

Джурджевич попытался оспорить запрет в судах, но они встали на сторону МВД. По его мнению, спорная норма допускает двойную ответственность за одно и то же деяние, что противоречит ст. 50 Конституции. Кроме того, вынужденное расставание с женой нарушает его право на неприкосновенность частной жизни.

Позиция КС

Запрет на въезд в РФ — это административная мера принуждения, указал Конституционный суд. Она не тождественна ответственности за административное правонарушение в сфере миграционного законодательства.

Само по себе наличие у иностранца семьи, в том числе и с российским гражданством, не должно гарантировать ему иммунитет при нарушениях миграционных норм.

Однако при применении этих норм уполномоченные органы должны учитывать конкретные обстоятельства, в том числе семейное положение иностранца. Если суд с учетом того, что жена нарушителя живет в России, счел возможным не применять выдворение, то и органы власти должны крайне внимательно отнестись к этим уже установленным обстоятельствам.

Сама по себе спорная норма не противоречит Конституции, если применять ее с учетом разъяснений КС.

Конституционный суд также предписал пересмотреть дело Джурджевича в соответствии с выраженной в постановлении позицией.