Банки Объединенных Арабских Эмиратов удлинили срок проведения платежей российского бизнеса в среднем до двух недель, хотя в этот же период прошлого года перевод занимал около десяти дней. Сроки постепенно увеличивались в течение всего года, но ситуация заметно ухудшилась после того, как США в ноябре ввели санкции против российских банков, в том числе и «Газпромбанка». Об этом РБК рассказали представители транспортных компаний и профильные юристы.
Представители транспортной отрасли отмечают, что средний срок обработки платежей — 10–14 дней. Но поступление средств на счет зависит от банка и категории товаров и может занимать от двух дней до двух недель.
Эксперты уверены, что ноябрьские санкции США заставили банки пересматривать схемы взаимодействия и ужесточать проверки платежей, особенно через корреспондентские счета. Но руководитель группы по работе с банками Иван Тихоненок не считает, что повлияли именно последние ограничения. Он отметил, что увеличение сроков обработки платежей произошло еще летом. Тогда вместо одного — трех дней оплату стали проводить за неделю или даже дольше.
В ноябре Штаты ввели блокирующие санкции против 50 отечественных кредитных и финансовых организаций. Под ограничения подпали «Газпромбанк», банк «Славия», БКС, «ББР Банк», «Фора-банк» и другие банки, которые занимались проведением международных расчетов. Эти меры ограничили их доступ к расчетным системам и усложнили проведение платежей через SWIFT. Сами банки были вынуждены прекратить валютные переводы.
При этом по ряду направлений бизнеса (электроника, серверы, IT-услуги, промышленное оборудование) платежи просто прекратили. Так, ситуация с переводами во многом зависит еще и деятельности компании. Руководитель налоговой практики CLS Екатерина Смоловая отмечает, что у кого-то счета в ОАЭ не работают еще с 2022 года, у других компаний платежи продолжали проходить до недавнего времени, но остаются и те, кого проблемы не коснулись или затронули незначительно.
Вместе со сроками переводов растут и логистические затраты бизнеса. Представители транспортной отрасли отмечают рост расходов на 10–15%. Это связано с тем, что многие компании не могут проводить платежи напрямую, поэтому им нужно дополнительно оплачивать услуги банков, агентов и представителей морских линий в портах.
Юристы отмечают, что банки ОАЭ опасаются вторичных санкций и усиливают проверки в отношении компаний, связанных с Россией. Они запрашивают больше документов, просят раскрывать детальнее бенефициаров и обосновывать назначение платежа.