ПРАВО.ru
Практика
27 марта 2025, 8:29

ВС напомнил об условиях оспаривания подозрительной сделки

Нижестоящие суды поддержали управляющего, который просил оспорить сделку банкрота по передаче помещения лицею. Экономколлегия отметила, что в этом споре нет лица, чьи интересы нарушены, а сам по себе судебный процесс лишь препятствует обучению детей.

В конце 2008-го администрация Орла передала «Жилищному ремонтно-эксплуатационному предприятию» помещение площадью 267,5 м². Четыре года спустя недвижимость отдали в безвозмездное пользование местному лицею, который разместил там подростковый патриотический клуб «Ровесник». Через семь лет предприятие попросило чиновников официально закрепить помещение за лицеем, власти с идеей согласились.

ВС рассказал, как продавать общее имущество супругов в банкротстве

В 2022 году предприятие обанкротилось, его имущество начали продавать (дело № А48-11855/2021). Обнаружив безвозмездную сделку по передаче имущества, управляющий Дмитрий Щербаков решил вернуть актив в конкурсную массу должника. Три инстанции поддержали его. Признавая сделку недействительной, суды отметили безвозмездность передачи и аффилированность юрлиц, ведь оба они формально подконтрольны администрации. Суды указали, что из-за безвозмездного прекращения права хозяйственного ведения больше нельзя продать имущество в составе конкурсной массы, что причиняет вред кредиторам. 

Обращаясь в Верховный суд, заявитель отмечал, что выручка от продажи другого имущества «Жилищного предприятия» вдвое превысила сумму требований кредиторов. Значит, их права уже достаточно защищены. Если управляющий заберет у переполненного лицея помещение, то это лишит его возможности «выполнять социально значимые задачи» и вести внеурочную деятельность. 

Экономколлегия поддержала заявителя и приняла новое решение, которым отказала управляющему в иске. Суд напомнил, что в условиях превышения конкурсной массы над размером задолженности все оставшиеся средства пойдут учредителю, то есть администрации. Из материалов дела видно, что она не считает свои права нарушенными, а, наоборот, настаивает на сохранении существующего положения дел. Это значит, что в деле нет лица, чьи права нужно защищать. В этом случае единственным результатом рассмотрения спора стало создание препятствий для социально значимой деятельности, что не согласуется с задачами судопроизводства, отметил ВС.