Компания «Стар транс» на упрощенной системе налогообложения много лет перевозила грузы через Украину. Весной 2022-го грузовые машины компании задержали и изъяли. Обращение в российские следственные органы результатов не принесло, и машины сняли с учета.
В рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы» фирме выделили из бюджета 34,2 млн руб. для компенсации ущерба за изъятые недружественной страной автомобили. Так Россия компенсировала рыночную стоимость грузовиков и похищенного груза. Позднее при камеральной проверке ФНС доначислила на эту сумму 3,3 млн руб. налога и потребовала выплатить недоимку (дело № А09-12215/2023). Фирму обвинили в необоснованном исключении субсидии из состава доходов, из-за чего «Стар транс» недоплатил налоги.
«Стар транс» в трех инстанциях пытался оспорить решение ФНС. Суды же подтвердили, что расчеты правильные: субсидия принесла дополнительную выгоду, которую компания при уплате налога не учла. Эта субсидия не поименована в ст. 251 НК («Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы»), потому при определении объекта налогообложения ее нужно включать.
В Верховном суде компания просила отменить акты нижестоящих судов. После получения субсидий объем активов компании не увеличился: компенсация пошла на приобретение транспортных средств взамен изъятых, а значит, дохода не было. Экономколлегия напомнила о разнице между доходом (прибылью) и субсидией (компенсацией убытков) и пришла к выводу, что субсидия для компенсации убытков, причиненных незаконным изъятием имущества на территории недружественного государства, не образует доход в значении, которое предполагают главы 25 и 26² НК. Иное толкование, по сути, привело бы к налогообложению убытков налогоплательщика, что не только не соответствует целям субсидии, но и противоречит смыслу налогообложения доходов.
В итоге ВС отменил решения нижестоящих судов и признал решение налоговой незаконным.