Новости
18 декабря 2017

Банкиры предложили брать на испытательный срок отказников из списка ЦБ

Банкиры предложили брать на испытательный срок отказников из списка ЦБ

Банковское сообщество направило регулятору предложения по разрешению проблемы со списком "отказников", пишет "Коммерсантъ": брать нарушителей на контроль и вычеркивать автоматически после нескольких лет запрета на обслуживание. В ЦБ и Росфинмониторинге пообещали изучить эти идеи.

С июня 2017 года ЦБ рассылает банкам список из граждан и организаций, которым было отказано в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении антиотмывочного закона (115-ФЗ). Он формируется на основании информации, которую сами банки сообщают в Росфинмониторинг. Список носит рекомендательный характер, однако кредитные организации предпочитают не работать с чужими "отказниками" (см. "У банков появились "черные" списки подозрительных клиентов").

Сейчас в перечне находятся свыше 200 000 компаний, 120 000 индивидуальных предпринимателей и 200 000 физлиц. По данным ассоциация "Россия", количество клиентов, случайно попавших в список, не превышает 5%. Однако тех, в отношении кого подозрения не подтвердились, – 30% и более. Механизм реабилитации, разработанный ЦБ и Росфинмониторингом, банкиры считают недостаточным, поскольку он охватывает только добросовестное меньшинство (см. "Госдума защитит добросовестных банковских клиентов от "черного списка" ЦБ").

"Россия" предлагает ввести испытательный срок для нарушителей, например, три месяца, за которые банк может изучить клиента, если все-таки примет его на обслуживание, и подтвердить либо опровергнуть риски. После этого кредитная организация будет вправе обратиться в финразведку с предложением оставить клиента в списке или исключить оттуда. Еще одна идея – срок давности, по истечении которого исключение происходит автоматически. Трех лет было бы достаточно, полагает ассоциация.

Большинство банков, опрошенных "Россией", считают "черный список" полезным инструментом, но недостаточно информативным: им бы хотелось узнавать не только о факте, но и о причинах отказа, а также наименование кредитной организации, забраковавшей клиента. В этом случае банк сможет запросить у нее подробности отказа и принять более взвешенное решение, подчеркивает "Россия". Впрочем, юристы видят и риски такого подхода: через ответы на запросы конкретный банк получит возможность транслировать свое мнение рынку.