Главный страх года — сотрудники МВД.
Весь уходящий год сотрудники МВД не исчезали со страниц газет и экранов телевизоров. В большинстве материалов стражи порядка сами фигурировали в роли преступников. "Евсюков и Ко" значительно подорвали доверие населения к российской милиции. Реакцией властей на это стал изданный в конце года президентский указ о реформировании МВД.
Ни бодающиеся за полномочия прокуроры со следователями, ни формирующие "новый облик" военные, ни тюремщики, вознамерившиеся улучшить жизнь заключенных после смерти одного из них, ни даже опозорившиеся в Перми представители Госпожнадзора МЧС не вызвали в 2009 году такого информационного резонанса, как доблестная милиция. Впервые МВД "прославилось" после расстрела в столичном супермаркете, устроенного начальником ОВД "Царицыно" Денисом Евсюковым. Затем на информленты со всей страны посыпались сообщения о прочих бесчинствах в погонах. В Москве задержанного изнасиловали милицейской дубинкой, в Омской области 21-летний опер угрозыска Александр Мец застрелил водителя такси, свою подругу, а затем и себя.
Потом были тувинские гаишники. Аяп Павлов, пойманный за рулем пьяным, убил командира взвода ДПС, а после застрелился сам. Другой "страж порядка" Баир Борбак-оол застрелил 17-летнего подростка-водителя. В Москве поймали подмосковного гаишника Артура Косицына, который насиловал женщин в лифтах. Впоследствии в нем признали серийного насильника, на счету которого минимум 20 жертв.
Под занавес появился майор новороссийского УВД Алексей Дымовский, призвавший в видеоблоге политическое руководство страны повлиять на милицейскую коррупцию. Но вмешалось его начальство: на днях против Дымовского было возбуждено уголовное дело о мошенничестве.
Волна милицейских преступлений и отсутствие какой бы то ни было реакции (единственная реальная мера — увольнение главы ГУВД Москвы Владимира Пронина) повлекли негативные экспертные оценки МВД. Жестче всех высказался депутат Госдумы Андрей Макаров, призвавший вовсе ликвидировать министерство.
Само МВД от всех нападок до поры до времени отбивалось. Но потом сдали нервы и у его главы Рашида Нургалиева, который заявил, что граждане могут оказывать сопротивление милиционерам. Впоследствии министр обвинил журналистов в дезинформации, хотя сделать другой вывод из министерского высказывания было просто невозможно.
В конце года в ситуацию решил вмешаться Дмитрий Медведев. Правда, подписанный им указ оказался не таким уж и реформаторским: 20% милиционеров сократить, остальным поднять зарплату, освободить милицию от несвойственных функций и финансировать ее только из федерального бюджета.
"Реформа МВД должна быть жестче, численность необходимо сократить на 50%, — считает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Иначе удалить из милицейской системы коррупционеров, строящих контрабандный, рейдерский и другой незаконный бизнес, не получится".