Такое решение ФАС МО вынес сегодня на финальном заседании по делу British Airways (BA) — официального авиаперевозчика Великобритании - против российской налоговой инспекции.
Предметом спора стали доходы от грузовых перевозок, осуществляемых авиакомпанией. Налоговая инспекция считала, что исходя из положений главы 21 Налогового кодекса РФ, British Airways должна уплачивать с этих доходов НДС в России и взыскала налог с авиакомпании.
Однако компания считала, что требование налоговой инспекции несправедливо, так как British Airways уплачивает налог на добавленную стоимость со всех полученных доходов по месту нахождения (регистрации) своего головного офиса в Лондоне. Если компания будет платить НДС и в России, то получится, что она уплачивает с одних и тех же доходов налог дважды.
Именно это и заставило авиакомпанию обратиться в суд и дойти до ФАС МО. Суду пришлось разбираться в тонкостях законодательства. Дело в том, что до вступления в силу Налогового кодекса в 1999 году вопросы уплаты НДС регулировались отдельным специальным законом. Там было четко сказано, что иностранные авиаперевозчики грузов уплачивают налоги по в стране пребывания (регистрации).
С введением Налогового кодекса специальный закон по НДС утратил силу, а глава 21 Кодекса, посвященная этому налогу, ничего не говорила про его уплату иностранными грузоперевозчиками. Несколько лет назад этот пробел законодатели попытались восполнить, но неудачно — нормы были сформулированы так, что давали основу для неоднозначных толкований. Налоговая инспекция пользовалась этим и толковала норму в свою пользу, вынуждая иностранных авиагрузоперевозчиков платить НДС.
Как сказал руководитель Группы налогового арбитража Юридической фирмы "Вегас-Лекс" Олег Баженов, представляющий интересы British Airways в суде, ФАС МО снял противоречия и разнотолки по этому вопросу и принял решение в пользу авиакомпании, разрешив ей не платить НДС в России. А ранее уплаченный налог на добавленную стоимость налоговая инспекция обяазан авиакомпании вернуть.
Ранее Право.Ru рассказывало о еще одном споре английской авиакомпании с российскими налоговиками. Тогда дело дошло до президиума ВАС РФ, и вопрос касался не грузовых, а пассажирских перевозок. Спор велся о том, должна ли авикомпания уплачивать налог на прибыль с дохода, образовавшегося из-за применения двух разных курсов аэропортового сбора. И ВАС РФ, рассмотрев спор, поддержал авикомпанию. Так что можно смело говорить о том, что British Airways удается давать отпор сомнительным претензиям российских налоговых органов.