ПРАВО.ru
Новости
23 июня 2010, 14:03

Медведев не согласен с Госдумой по закону о защите шахтеров

Медведев не согласен с Госдумой по закону о защите шахтеров
Медведев обеспокоен социальной защитой работников угольной промышленности

Президент России Дмитрий Медведев направил председателю Госдумы Борису Грызлову заключение на проект федерального закона №63160-5 "О внесении изменений в ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" и Закон РФ "О недрах", принятый Государственной Думой в первом чтении 21 мая 2010 года, сообщила пресс-служба главы государства.

Полный текст заключения:

В проекте федерального закона № 63160-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" и Закон Российской Федерации "О недрах" (далее — законопроект) регулируются отношения, касающиеся безопасного ведения работ по добыче угля и горючих сланцев подземным способом.

По законопроекту имеются следующие замечания и предложения.

Согласно законопроекту одним из условий безопасного ведения указанных работ является дегазация (предварительная дегазация) угольных шахт.

Под "дегазацией" в законопроекте понимается совокупность технических решений, направленных на извлечение и улавливание метана (изменения, вносимые законопроектом в статью 1 Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности" (далее — Федеральный закон).

Следует отметить, что вопросы, касающиеся дегазации горных выработок, требуют комплексного правового регулирования, а процессы дегазации целесообразно распространить не только на метан, но и на все взрывоопасные газы и вредные вещества, содержащиеся в рудничной атмосфере.

Наименование статьи 14 Федерального закона в новой редакции предполагает, что данная статья должна включать в себя прежде всего нормы, касающиеся государственного регулирования и безопасного ведения работ по добыче и переработке угля и горючих сланцев. Однако в тексте указанной статьи условия безопасного ведения названных горных работ сводятся лишь к дегазации, что представляется неверным, поскольку безопасность определяется также устойчивостью кровли и стенок горных выработок, концентрацией угольной пыли, возможностью возгорания каменного угля и другими факторами.

Кроме того, указанную статью Федерального закона в ее новой редакции необходимо согласовать со статьей 24 Закона Российской Федерации "О недрах", которой устанавливаются основные требования к безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Следует также уточнить, каким законодательством и какими нормативными правовыми актами должны устанавливаться обязательные требования к условиям безопасного ведения горных работ. При этом необходимо учитывать, что обязательные требования пожарной безопасности, в том числе к горным выработкам и иным подобным объектам, установлены Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

В законопроекте (статьи 1 и 2) упоминаются предельно допустимые нормы газоносности угольных пластов и норм концентрации взрывоопасных газов в рудничной атмосфере. Вместе с тем не указан порядок осуществления такого нормирования и не ясно определен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в данной сфере.

Статьей 2 законопроекта статья 32 Закона Российской Федерации "О недрах" дополняется новым пунктом 10, согласно которому лицензия на пользование недрами должна, помимо прочего, содержать условия дегазации.

Следует иметь в виду, что такая норма не будет иметь обратной силы и, соответственно, не затронет организации, уже являющиеся обладателями лицензий. В связи с этим целесообразно предусмотреть в законопроекте иной механизм, обязывающий лицензиата принимать указанные меры в оперативном режиме.

В законопроекте содержатся неоднозначно понимаемые термины ("допустимые концентрации", "предварительная дегазация", "очистные работы" и т.п.), создающие правовую неопределенность.

По законопроекту имеются и другие замечания юридико-технического и редакционного характера.

Также следует отметить, что дегазация является довольно затратным мероприятием, которое требует более глубокого финансово-экономического анализа.

Представляется целесообразным оценить, в какой мере практическая реализация норм законопроекта повлияет на рентабельность организаций, не приведут ли подобные новации к росту социальной напряженности из-за простоя или закрытия шахт в связи с проведением дегазации, и выработать соответствующие упреждающие механизмы.

С учетом изложенного законопроект требует дополнительной оценки и доработки в соответствии с указанными замечаниями, говорится в заключении.