ПРАВО.ru
Новости
13 июля 2010, 22:19

ФАС готовит новую модель ценообразования на рынке электроэнергетики

ФАС готовит новую модель ценообразования на рынке электроэнергетики
Существенная проблема рынка электрической энергии — непрозрачность ценообразования на розничных рынках Фото Право.Ru

5 июля 2010 года Федеральной антимонопольной службой проведено заседание экспертного совета по электроэнергетике, сообщила сегодня пресс-служба ФАС России.

В повестку дня были включены два вопроса:

1. О предложениях ФАС России в части необходимости устранения недостатков действующей модели ценообразования на оптовом рынке электрической энергии и мощности (далее — оптовый рынок) путем повышения роли конечных потребителей в ценообразовании на оптовом и розничных рынках.

2. О проекте методики проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности, разрабатываемой ФАС России в соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 238.

Ранее ФАС России в федеральные органы исполнительной власти были направлены предложения по совершенствованию модели функционирования рыночных отношений в электроэнергетике, направленные на предупреждение ущемления интересов участников рынка, подготовленные с учетом результатов рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Целью заседания экспертного совета было выяснение позиции экспертного сообщества относительно оценки сложившейся ситуации, а также подготовка предложений по ее улучшению.

В действующей модели рынка существует ряд системных проблем.

Некоторые из них являются следствием применяемого механизма "вертикальной" трансляции цен, сложившихся на оптовом рынке, на потребителей. Положительным аспектом этого механизма является отсутствие "разрывов" ценообразования оптового и розничных рынков. Негативным же аспектом является его односторонность.

Так, потребитель электроэнергии узнает об уровне цен текущего месяца в следующем месяце и не имеет возможности влиять на уровень этих цен, а кроме того не имеет возможности реагировать на изменение цен путем увеличения или снижения потребления электроэнергии.

Цены рынка в настоящее время формируются относительно узким кругом тепловой генерации. При этом большая часть иных производителей электроэнергии работает режиме ценопринимания (АЭС, ГЭС, ТЭЦ в теплофикационном режиме). Покупатели (а это, как правило, гарантирующие поставщики) в основном подают лишь объемные заявки. Лишь некоторые из конечных потребителей — участников оптового рынка наряду с объемными заявками подают ценовые заявки.

Еще одна существенная проблема рынка электрической энергии — непрозрачность ценообразования на розничных рынках. Она является следствием сложности расчетной модели и возможности гарантирующих поставщиков в одностороннем порядке изменять способ расчета цены для розничных потребителей, что может привести к значительному росту цены на электроэнергию для таких потребителей.

Также налицо отсутствие единообразия подходов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к регулированию вопросов ценообразования, в частности при дифференциации потребителей по группам в зависимости от числа часов использования заявленной мощности в год.

В качестве еще одного отрицательного аспекта действующей модели рынка необходимо отметить, что в ряде случаев сокращение потребления электроэнергии означает переход в иную тарифную группу потребителей (с более низким числом часов использования заявленной мощности в год), что приводит к росту цены за единицу потребляемой электроэнергии и в целом к росту расходов на электричество. Имеет место и недостаточный уровень конкуренции на розничных рынках вследствие затрудненного выхода потребителей и энергосбытовых компаний на оптовый рынок.

Как отметил в своем выступлении заместитель руководителя ФАС России Анатолий Голомолзин: "В совокупности эти существующие проблемы снижают положительные эффекты конкурентного рынка электроэнергии, не создают стимулов для повышения энергоэффективности и для энергосбережения".

В связи с существующими проблемами был высказан ряд предложений по совершенствованию организации рынка электрической энергии.

Необходимо обеспечить возможность потребителя знать цену потребляемой электроэнергии как минимум за сутки до момента фактического потребления, чтобы при необходимости менять объем такого потребления в зависимости от ценовой конъюнктуры.

Необходимо создать условия, при которых потребители смогут влиять на цену электроэнергии путем подачи объемных и ценовых заявок как на оптовом, так и на розничном рынках.

Гарантирующие поставщики электроэнергии при подаче заявок на оптовом рынке должны учитывать изменение величины спроса как конкретных розничных потребителей, так и в целом покупателей по зоне деятельности гарантирующего поставщика в зависимости от уровня цен.

Требуется расширение круга потребителей, имеющих право подавать ценовые и объемные заявки на торгах на оптовом рынке электроэнергии.

Необходимо упростить порядок доступа на оптовый рынок потребителям (в том числе конечным потребителям электроэнергии) как путем упрощения процедур доступа на оптовый рынок, так и путем снижения требований к "квалифицированности" потребителей для участия в оптовом рынке.

"В конечном итоге важно обеспечить сбалансированное проведение торгов с участием в качестве лиц, подающих ценовых заявки, как производителей, так и потребителей электроэнергии. Именно эта цена, сформированная в результате равноправных действий производителей электроэнергии и квалифицированных потребителей электроэнергии, должна транслироваться на остальных потребителей", — отметил Анатолий Голомолзин.

Участники экспертного совета согласились с оценкой ситуации, в целом поддержали инициативы ФАС России и высказали дополнительные предложения по необходимости изменения действующей модели функционирования рынков электроэнергии.

С учетом важности и комплексности обсуждаемых вопросов и поступивших предложений было принято решение продолжить работу по изменению модели взаимоувязанного функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии и вынести данный вопрос на следующее заседание Экспертного совета.

Второй вопрос повести экспертного совета был посвящен продолжению работы по обеспечение информационной открытости и прозрачности деятельности ФАС России при осуществлении возложенных на службу полномочий. В этой связи на рассмотрение экспертного совета был представлен разработанный ФАС России проект методики проверки соответствия ценовых заявок на продажу мощности требованию экономической обоснованности.

Данная методика разработана в связи с запуском в 2010 году долгосрочных отборов мощности на конкурентной основе на оптовом рынке электроэнергии и мощности и наделением ФАС России полномочиями по оценке подаваемых участниками отбора заявок на предмет их экономической обоснованности (постановление Правительства Российской Федерации от 13.04.2010 № 238).

На основе положений данной методики будут формироваться уровни предельных цен на мощность в тех зонах свободного перетока (ЗСП) оптового рынка, где ограничены условия конкуренции, а также уровни экономически обоснованных цен, используемых при процедурах, направленных на недопущение манипулирования ценами в тех ЗСП, где существуют конкурентные условия.

"Принятие данного документа до запуска долгосрочного рынка мощности важно, поскольку данные ценовые ориентиры должны обеспечить устойчивое развитие электроэнергетики, обеспечив с одной стороны инвестиционную привлекательность организаций электроэнергетики, а с другой — защитить интересы потребителей", — отметил Анатолий Голомолзин.

Участники экспертного совета активно участвовали в дискуссии по обсуждению проекта методики и представили ряд предложений по совершенствованию предложенного проекта. По данному вопросу было принято решение о направлении мотивированных предложений участников экспертного совета по изменению предложенного проекта Методики в пятидневный срок. После чего в трехдневный срок ФАС России представит доработанный с учетом этих предложений проект Методики.

"ФАС России оценивает проведенный экспертный совет как еще один положительный пример открытого обсуждения актуальных проблем функционирования рынков электрической энергии, позволяющий услышать мотивированную позицию всех участников рынка и найти решение с учетом баланса интересов этих участников, и обеспечить выбор оптимальных направлений развития конкуренции в данной сфере", — отметил Анатолий Голомолзин.