На минувшей неделе Совет Государственной Думы поручил подготовить к рассмотрению палатой поправки в Гражданский кодекс РФ, предусматривающие расширение круга субъектов, выступающих стороной публичного договора, сообщается в материалах Госдумы.
Законопроект № 397964-5 "О внесении изменений в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" включен в примерную программу законопроектной работы Госдумы на декабрь 2010 года.
Как отмечает в пояснительной записке к проекту его автор, депутат Госдумы О. Михеев, в соответствии с действующим российским законодательством публичный договор является исключением из общего принципа диспозитивности гражданского права и принципа свободы договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), что обуславливает особенности его правовой регламентации, порядка и условий заключения, а также судебной защиты нарушенных прав его участников.
В соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Обязательственные правоотношения, вытекающие из публичного договора, порождают обязанность коммерческой организации заключить с потребителем договор и соответствующее ей право потребителя требовать заключения такого договора. Коммерческая организация, как сторона публичного договора, не вправе по своему усмотрению заключить или отказать в заключении договора, самостоятельно определять контрагента и оговаривать с ним взаимовыгодные условия будущего соглашения. Подобное ограничение свободы договора для одной стороны — исполнителя, в соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 2002 года № 115-О, учитывает существенное неравенство сторон в договоре такого типа и направлено "на защиту интересов гражданина как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях".
Однако необходимо отметить, что на сегодняшний день предоставлением услуг на коммерческой основе могут заниматься не только коммерческие организации, но также и некоммерческие организации, и индивидуальные предприниматели. При этом применение действующих норм Гражданского кодекса Российской Федерации приводит к такой ситуации, когда, например, медицинские услуги, оказываемые на возмездной основе медицинскими учреждениями (по своему правовому статусу некоммерческими организациями), по характеру ничем не отличаются от аналогичных услуг, предоставляемых коммерческими медицинскими организациями, но правовой режим их различен в силу различного статуса исполнителя.
Таким образом получается, что коммерческая организация не имеет права уклоняться от заключения договора и устанавливать дискриминационные условия договоров по отношению к различным потребителям, в то время как медицинское учреждение или индивидуальный предприниматель, оказывающие аналогичные услуги на платной основе, имеют полную свободу в выборе контрагентов и неравного отношения к ним.
Аналогичная ситуация складывается также и по отношению к образовательным и иным услугам, предоставляемым некоммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями на коммерческой основе.
В сформировавшейся судебной практике уже неоднократно рассматривался вопрос о возможности применения норм о публичном договоре применительно к деятельности некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Однако на деле суды исходят из возможности применения норм о публичном договоре только к коммерческим организациям, аргументируя свои решения нормами статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (Постановление ФАС Московского округа от 1 апреля 2002 года № КГ-А40/1712-02, Постановление ФАС Московского округа от 8 октября 2003 года № КА-А40/7558, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13 августа 2009 года № Ф04-4800/2009).
В сложившейся ситуации потребитель услуг оказывается в положении наименьшей защищенности и гарантированности при оказании одних и тех же услуг организациями с различным организационно-правовым статусом или индивидуальным предпринимателем, что, на наш взгляд, нельзя признать справедливым и юридически обоснованным.
В этой связи настоящим законопроектом предлагается распространить действующие нормы о публичном договоре, предусмотренные статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, не только на коммерческие организации, но и на любое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью.
Ниже следует текст законопроекта:
" Статья 1
Внести в статью 426 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 2008, № 30 (часть 2), ст. 3616) следующие изменения:
- абзац первый пункта 1 изложить в следующей редакции:
"1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).";
- в абзаце втором пункта 1 слова "Коммерческая организация" заменить словами "Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность,";
- в пункте 3 слова "коммерческой организации" заменить словами "лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность,".
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. "