Минфин РФ сегодня обнародовал проект в целом отрицательного заключения правительства РФ на поправки в КоАП и ряд действующих законов о приеме платежей физических лиц.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами“ и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее — законопроект) вносится в Госдуму членами Совета Федерации С. Орловой и Д. Ананьевым.
Как отмечается в проекте отзыва правительства, внастоящее время правовой основой регулирования отношений, затрагиваемых законопроектом, являются Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), федеральные законы от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее — Федеральный закон № 103 ФЗ) и от 03.06.2009 № 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее — Федеральный закон № 121 ФЗ).
Законопроектом предусматривается уточнение порядка использования контрольно-кассовой техники, не соответствующей требованиям законодательства о деятельности по приему платежей физических лиц, установление для поставщиков и кредитных организаций обязанности размещать на своих сайтах в сети Интернет, либо выдавать по обращению плательщиков информацию об уполномоченных поставщиком платежных агентах, а также установление административной ответственности за нарушение требований законодательства о деятельности по приему платежей физических лиц.
Пунктом 1 статьи 1 и пунктом 1 статьи 2 законопроекта предусматривается обязать поставщиков и кредитные организации размещать на своих Интернет-сайтах полную информацию об уполномоченных платежных агентах. В случае отсутствия у поставщика или кредитной организации Интернет-сайта, предлагается обязать их предоставлять указанную информацию о платежных агентах по запросу плательщика.
В настоящее время поставщики и кредитные организации представляют такую информацию только по запросу плательщика. Предложенная законопроектом норма о размещении информации о платежных агентах на Интернет-сайтах поставщиков и кредитных организаций должна повысить уровень прозрачности на рынке платежей, предоставляя плательщику возможность ознакомиться с необходимой ему информацией о платежных агентах до момента совершения платежа, что положительно влияет на защищенность его прав как потребителя. В связи с этим данные предложения могут быть поддержаны.
Что касается предлагаемых законопроектом требований к использованию платежными агентами и банковскими платежными агентами контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) (пункт 2 статьи 1 и пункт 2 статьи 2 законопроекта), то они представляются избыточными, поскольку абзац четвертый пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ) определяет, что в случае, если кредитная организация применяет платежный терминал или банкомат, осуществляющие прием средств наличного платежа, не являющиеся основными средствами этой кредитной организации и не принадлежащие только ей на праве собственности, такой платежный терминал или банкомат должен быть оборудован исправной контрольно-кассовой техникой, зарегистрированной в налоговых органах, опломбированной в установленном порядке, эксплуатируемой в фискальном режиме и обеспечивающей фиксацию расчетных операций на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти.
При этом в соответствии с Федеральным законом № 121-ФЗ банковские платежные агенты могут осуществлять прием платежей физических лиц от имени кредитной организации и за счет кредитной организации, что подразумевает применение кредитными организациями терминалов и банкоматов, не являющихся их основными средствами и не принадлежащих им на праве собственности.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанной статьей Федерального закона № 54-ФЗ любой платежный терминал или банкомат, не принадлежащий при этом кредитной организации, должен быть оборудован контрольно-кассовой техникой, зарегистрированной в налоговых органах, а в том числе соответствовать иным требованиям, установленным в Федеральном законе № 54-ФЗ об опломбировании в установленном порядке, эксплуатации в фискальном режиме и обеспечении фиксации расчетных операций на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти.
При этом в Федеральном законе № 54-ФЗ содержится норма об оборудовании платежных терминалов и банкоматов "исправной" ККТ, а в Федеральном законе № 121-ФЗ идет речь о ККТ, "не соответствующей требованиям". Таким образом, если платежный терминал или банкомат оборудован исправной контрольно-кассовой техникой, которая при этом не соответствует требованиям Федерального закона "О банках и банковской деятельности", то предусматривается, что до 1 января 2014 года банковский платежный агент в любом случае может использовать несоответствующую требованиям ККТ, зарегистрированную при этом до 1 января 2011 года в налоговых органах, но также и обязан эксплуатировать ее в фискальном режиме, фиксировать расчетные операции на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти.
Статьей 3 законопроекта предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) новыми статьями 14.37 и 23.71, устанавливающими административную ответственность за нарушение законодательства о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами (банковскими платежными агентами), и наделяющими федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за приемом платежей, полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
Однако в действующей редакции КоАП уже имеются статьи 14.37 и 23.71, которые регламентируют административную ответственность за нарушение требований к установке рекламной конструкции, а также полномочия федерального органа исполнительной власти, который осуществляет государственный контроль за деятельностью саморегулируемых организаций в области энергетического обследования.
Кроме того, законопроектом предлагается установить административные штрафы за нарушения законодательства о деятельности по приему платежей физических лиц платежными агентами (банковскими платежными агентами). Вместе с тем предложенные в законопроекте суммы штрафов требуют экономического обоснования.
Кроме того, при рассмотрении положений предлагаемой законопроектом новой статьи 23.71. КоАП о наделении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за приемом платежей, рассматривать дела об административных правонарушениях, необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 103-ФЗ контроль за соблюдением требований, предусмотренных данным Федеральным законом, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.
Таким образом, в КоАП речь должна идти о наделении полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законопроектом, федеральных органов исполнительной власти.
В преамбулах статей 1, 2 и 3 законопроекта необходимо указать дату подписания, регистрационный номер и источники официального опубликования упоминаемых в них законодательных актов.
Таким образом, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами“ и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" в представленной редакции не поддерживается, говорится в проекте отзыва правительства.