Государственная Дума сегодня одобрила во втором и сразу в третьем чтении президентский законопроект об изменениях в ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", передает из нижней палаты парламента корреспондент "Право.Ru" Елена Шарпаева.
Законопроект направлен на оптимизацию процедуры конституционного судопроизводства в целях повышения его эффективности.
Суд сможет без проведения слушания проверить по жалобе гражданина конституционность закона, примененного в конкретном деле, если КС РФ "придет к выводу о том, что оспариваемые заявителем положения аналогичны нормам, ранее признанным не соответсвующими Конституции РФ".
Кроме того, КС РФ сможет проверять по запросам судов конституционность закона, подлежащего применению в конкретном деле также без проведения слушания.
Однако дело не может быть рассмотрено без проведения слушаний, если письменное ходатайство с возражением подано президентом, Совфедом, Госдумой, правительством РФ, органом госвласти субъекта РФ, когда речь идет об оспаривании нормативного правового акта, вынесенного этим субъектом.
По итогам решения дела без проведения слушания выносится постановление. Протокол заседания будет подписываться Председателем или одним из заместителей Председателя КС РФ.
Поправкой в статью 98 ФКЗ предусмотрено, что при принятии к рассмотрению жалобы на нарушение законом конституционных прав и свобод гражданина, КС уведомляет об этом суд, принявший последнее судебное постановление по делу заявителя, в котором применен обжалуемый закон, и по требованию заявителя — орган, осуществляющий в соответсвии с законом исполнение решения. Суд может приостановить исполнение постановления или производство по делу до принятия решения КС РФ.
Еще одна из важнейших новелл в законопроекте говорит о том, что все вопросы, относящиеся к полномочиям КС РФ, рассматриваются только в заседаниях суда с полным составом судей. Такой подход позволяет устранить возможные коллизии в правовых позициях палат КС РФ, повысить авторитет его решений.
Также законопроект предусматривает, что предельный возраст пребывания на должности не будет распространяться на Председателя КС РФ (изменения в статью 12 ФКЗ). При этом поправками в часть 5 статьи 23 ФКЗ предусматривается, что полномочия Председателя КС РФ, его заместителей могут быть досрочно прекращены Советом Федерации по представлению президента, если установлено, что председатель или его заместители не исполняют или исполняют ненадлежащим образом должностные обязанности. Решение об этом принимается большинством из не менее 2/3 голосов от общего числа судей КС РФ.
Полномочный представитель Президента в Госдуме Гарри Минх сообщал ранее, что полномочия судьи могут быть досрочно прекращены при отсутствии на слушаниях более 2-х раз без уважительной причины.
Всего ко второму чтению было внесено 10 поправок, которые были рекомендованы к одобрению. В частности, в статью 13.1 было внесено уточнение по вопросу порядка присвоения судье КС РФ квалификационного класса. По представлению Председателя КС РФ судье КС РФ в течение шести месяцев после его назначения на соответсвующую должность Президентом РФ присваивается высший квалификационный класс судьи.