"Номос-банк" требует с голландской Amtel-Vredestein N.V. 42,26 млн евро. Соответствующий иск Арбитражный суд города Москвы рассмотрит по существу 30 августа. Дело (А40-79829/09) слушает судья Людмила Пулова с участием арбитражных заседателей.
"Номос-банк" и производитель шин ОАО "Амтел-Фредештайн" в 2007 году заключили кредитный договор, в соответствии с которым банк предоставил заемщику 40 млн евро под 9% годовых на срок до июня 2009 года. В обеспечение кредита банк заключил договоры поручительства с дочерними структурами заемщика — ООО "Торговый Дом "ПигМа", ООО "Торговый Дом "МегаШина", ОАО "АВ-ТО", ОАО "Шинный комплекс "Амтел-Черноземье", ООО "Амтел-Черноземье", а также с голландской Amtel-Vredestein N.V., на тот момент головной компанией холдинга. Кроме того, ОАО "Амтел-Фредештайн" в обеспечение кредита заложило акции ОАО "Шинный комплекс "Амтел-Поволжье".
В установленный срок "Амтел-Фредештайн" кредит не погасил, и банк обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании долга с заемщика и его поручителей. Столичный арбитражный суд в июле 2009 года принял решение взыскать с российских компаний солидарно 42,26 млн евро, обратить взыскание на заложенные акции, установив их начальную продажную стоимость в $68 млн. Суды вышестоящих инстанций оставили это решение в силе, а Высший Арбитражный Суд РФ в октябре 2010 года отказал ОАО "Шинный комплекс "Амтел-Черноземье" в пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Требования к Amtel-Vredestein N.V. были выделены в отдельное производство, теперь суд займется этим делом.
"Номос-банк" занимает 15-е место в рейтинге кредитных организаций по размеру активов (388,5 млрд рублей — по данным на июнь 2011 года).
Шинный холдинг Amtel-Vredestein N.V. зарегистрирован в Нидерландах, его штаб-квартира находится в Энсхеде. Компания создана предпринимателем индийского происхождения Судхиром Гуптой, начала свою деятельность в 1987 году, шинным бизнесом занялась в 1999-м. По решению окружного суда города Амвел (Нидерланды) от 29 апреля 2009 года компания Amtel-Vredestein N.V. признана банкротом. Холдинг в конце 2000-х годов являлся одним из пяти крупнейших производителей шин в Европе. В состав группы входили российское ОАО "Амтел-Фредештайн" (владеет Кировским и Воронежским шинными заводами), а также голландский производитель шин класса "премиум" Vredestein Banden (Tyres) B.V. Предприятия группы выпускали шины для легковых и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной, авиационной и специальной техники, мотоциклов и велосипедов под марками Vredestein, Amtel и Maloya.