Два президентских законопроекта, касающиеся оказания бесплатной юридической помощи гражданам России, будут приняты до конца осенней сессии, заверил сегодня глава думского Комитета по госстроительству Владимир Плигин. Документ будет рассмотрен в первом чтении уже на следующей неделе, затем 30 дней будут приниматься поправки к нему. Планируется, что система бесплатной юрпомощи населению должна заработать с 2012 года.
Сегодня на заседании думского комитета по госстроительству было решено рекомендовать к принятию в первом чтении два законопроекта № 566817-5 "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" и № 566836-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации“. Они устанавливают, что участниками бесплатной государственной системы юрпомощи будут федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения, органы исполнительной власти субъектов РФ и подведомственные им учреждения, государственные внебюджетные фонды, а также государственные юридические бюро. В оказании гражданам бесплатной юрпомощи также смогут участвовать адвокаты и нотариусы. На получение такой помощи смогут рассчитывать малоимущие граждане, инвалиды I и II группы, ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Советского Союза и Социалистического Труда, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и другие.
Владимир Плигин на заседании комитета сообщил, что Верховный Суд РФ поддерживает проект закона „О бесплатной юридической помощи в РФ“, правовых замечаний по нему не имеет. Высший Арбитражный Суд РФ также поддерживает законопроект, но высказывает по нему предложение о расширении перечня случаев предоставления бесплатной юридической помощи. В том числе, о получении такой помощи при рассмотрении дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
По словам Плигина, Федеральная палата адвокатов РФ также поддерживает законопроект, однако обращает внимание на то, что предусмотренная система государственной бесплатной юридической помощи не рассчитана на получение бесплатной юридической помощи военнослужащими, которая оказывается в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 года № 445, и финансируется из средств федерального бюджета.
Также ФПА считает, что оплата труда адвокатов, участвующих в гражданском судопроизводстве в соответствии с нормами ГПК, должна осуществляться за счет средств федерального бюджета".
Ранее "Право.Ru" уже рассказывало о том, что члены комиссии по проведению экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (работает в составе Краснояского отделения Ассоциации юристов России, имеет статус независимого эксперта, аккредитованного Минюстом) пришли к выводу, что законопроект "О бесплатной юридической помощи в РФ" содержит серьезные недостатки и должен подвергнуться существенной правке, в противном случае пользы от него будет мало.
Эксперты отмечали, что принцип доступности бесплатной юридической помощи для граждан последовательно не проводится по тексту законопроекта. В соответствии со ст. 21 законопроекта бесплатная юрпомощь оказывается только в суде первой инстанции. Однако это может не обеспечить в должной мере защиту прав гражданина. В условиях существующего риска судебной ошибки, предлагается, чтобы при представлении интересов в суде, бесплатная правовая помощь завершалась, как минимум, подготовкой и подачей апелляционной или кассационной жалобы.
Кроме того, они указывали на то, что в проекте закона не установлены источники финансирования оплаты труда адвокатов, оказывающих бесплатную юрпомощь населению. В частности, в связи с введением в стране бесплатной юрпомощи предполагаются поправки в статью 26 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ", согласно которым оплата труда адвокатов, оказывающих бесплатную юрпомощь, является расходным обязательством субъекта РФ только при отсутствии в регионе государственного юридического бюро. Эксперты отмечали, что не понятно, означает ли это, что при наличии государственного юридического бюро, адвокаты соответствующего субъекта РФ не участвуют в бесплатной государственной помощи. При этом подчеркивалось, что такое ограничение из законопроекта о бесплатной юридической помощи не вытекает — иные его нормы допускают совместное участие в оказании правовых услуг как адвокатов, так и государственных юридических бюро.
С текстами законопроектов можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь и здесь.