ПРАВО.ru
Новости
4 июня 2012, 12:20

В областном суде в закрытом режиме рассматривается иск об авиационном шуме над Челябинском

В областном суде в закрытом режиме рассматривается иск об авиационном шуме над Челябинском

В Челябинском областном суде находится гражданское дело по заявлению пяти жителей Челябинска, регионального благотворительного общественного фонда "За природу", переданное по подсудности из Курчатовского районного суда областного центра, а также по иску прокурора области, вступившего в дело позже с самостоятельными требованиями, о приостановлении экологически вредной деятельности при осуществлении полетов военными самолетами СУ-24 с аэродрома Шагол в Челябинске, сообщает пресс-служба Челябинского областного суда. 

Кроме того, истец Евгений Лазарев просит суд обязать Минобороны компенсировать ему моральный вред, а истец Владимир Бусыгин — моральный вред и ущерб, причиненный затратами на лечение и утратой заработка.

В обоснование своих требований истцы указали, что авиационный шум нарушает их право на проживание в благоприятной окружающей среде. Истцы полагают, что осуществление полетов не соответствует требованиям санитарных правил и нормативов, оказывает вредное воздействие на состояние здоровья.

Ответчики - администрация Курчатовского района г.Челябинска, Минобороны РФ, Минфин РФ и войсковая часть № 71592 — с требованиями не согласились, утверждая, что принятыми ими мерами обеспечено соответствие уровня авиационного шума нормативному. Снизить уровень шума в жилой застройке, оказавшейся под глиссадой (прямая от взлетно-посадочной полосы аэродрома, по которой самолеты заходят на посадку со снижением высоты), невозможно в соответствии с установленными правилами полетов. Считают, что вина должна быть возложена на органы местного самоуправления, которые допустили строительство жилых домов в приаэродромной зоне.

Дело рассматривается в первой инстанции областным судом, поскольку в районном суде было заявлено ходатайство об истребовании в качестве доказательств документов, которые содержат сведения, связанные с государственной тайной. В связи с этим судебное разбирательство проходит в закрытых судебных заседаниях.

Суд установил, что самолеты эскадрилий СУ-24М, базирующихся на аэродроме Шагол, при заходе на посадку пролетают над зоной жилой застройки на территории Ленинского, Тракторозаводского, Калининского и Курчатовского районов на расстоянии до 20 км от взлетно-посадочной полосы. Протоколом измерений параметров физических факторов среды, выполненных аккредитованным испытательным лабораторным центром ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области", подтверждено, что уровень авиационного шума превышает предельно-допустимые нормы. Но ответчики утверждали, что замеры авиационного шума выполнены без учета особенностей, предусмотренных ГОСТом 22283-88. "Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения".

В соответствии со ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Поэтому судом на обсуждение сторон был вынесен вопрос о назначении экспертизы.

Стороны согласились с такой необходимостью. Прокурор заявил ходатайство о назначении экспертизы по вопросу определения фактического уровня авиационного шума в конкретных точках, расположенных в зоне повышенного шумового воздействия. Представитель истцов Анна Ильина согласилась с доводами прокурора, но просила поставить перед экспертами дополнительно восемь вопросов, в том числе, создает ли угрозу жизни и здоровью человека уровень звука пролетающих самолетов, какие негативные эффекты могут формироваться у населения под воздействием авиационного шума, определении границы шумовой карты аэродрома Шагол. Истец Владимир Бусыгин также просил поставить дополнительные восемь вопросов, в том числе, может ли авиационный шум разбудить человека, может ли длительное воздействие шума ухудшить состояние здоровья страдающего стенокардией, как влияют продукты сгорания авиационного топлива на человека. Но суд не усмотрел оснований для постановки дополнительных вопросов, так как они либо охватываются вопросом об определении степени риска либо преследуют цель получения информации общего характера. Получение такой информации возможно без проведения судебной экспертизы.

Суд вынес определение — назначить комплексную судебную санитарно-гигиеническую экспертизу, проведение экспертизы суд поручил Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области совместно с федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области". Управлению Роспотребнадзора будут предоставлены материалы пяти томов дела. Для проведения экспертизы эксперты вправе запрашивать другую необходимую им информацию. Стороны вправе присутствовать при проведении экспертизы, Управление обязано предварительно извещать их о времени и месте проведения исследований.

С учетом того, что проведение экспертизы требует времени, производство по делу, которое имеет перспективу стать прецедентным, приостановлено до получения экспертного заключения.