ПРАВО.ru
Мнения
Александр Долгов, партнер, глава практики инфраструктуры и ГЧП юридической фирмы Better Chance (АО «Лучший выбор»)
19 апреля 2023, 11:40

ГЧП и цифровая трансформация: правовые аспекты

ГЧП и цифровая трансформация: правовые аспекты
Сфера IT долгое время оставалась за пределами регулирования профильного законодательства в сфере государственно-частного партнерства. Возможность реализации таких проектов появилась в 2018 году. Сейчас инвесторы и представители госорганов сталкиваются с некоторыми ограничениями нормативного характера. О них рассказал Александр Долгов, партнер, глава практики инфраструктуры и ГЧП юридической фирмы Better Chance.

Важность сферы информационных технологий для успешного развития и модернизации экономики сложно переоценить. IT — одна из самых динамично развивающихся отраслей экономики РФ, которая составляет при этом, по имеющимся оценкам, сравнительно небольшие 2,4% ВВП и 2,5 трлн руб. соответственно.

Государственно-частное партнерство (ГЧП), будучи эффективным механизмом реализации инфраструктурных проектов, может оказать серьезную поддержку как отдельным инициативам в высокотехнологичной среде, так и отрасли в целом. Тем не менее сфера IT долгое время оставалась за пределами регулирования профильного законодательства в сфере ГЧП. Возможность реализации соглашений о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (МЧП) и концессионных соглашений в отношении объектов информационных технологий и иных объектов интеллектуальной собственности появилась только в 2018 году. Тогда приняли Федеральный закон от 29.06.2018 № 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (закон о ГЧП в IT), который урегулировал порядок подготовки и реализации проектов ГЧП по созданию и эксплуатации объектов цифровой инфраструктуры.

После регулирование соглашений о ГЧП (МЧП) и концессионных соглашений менялось в 2020 году с принятием Федерального закона от 29.12.2022 № 604-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», позволившим реализовать муниципальные проекты ГЧП в IT.

Опыт реализованных проектов и общие потребности участников рынка ГЧП позволяют сделать вывод о некоторых ограничениях нормативного характера, с которыми сталкиваются инвесторы и представители государственных органов. А именно:

  • отсутствие в законодательстве Российской Федерации положений, позволяющих заключать и исполнять соглашения о ГЧП (МЧП), концессионные соглашения с двумя и более публичными партнерами или концедентами;

  • невозможность финансировать проекты в сфере IT наряду с публичным партнером или концедентом специализированными фондами и институтами развития;

  • недоступность для специализированных фондов и институтов развития механизмов защиты, аналогичных банковским;

  • невозможность передачи неисключительной лицензии на объект IT концессионеру для реализации аналогичных проектов;

  • сложность установления государственного органа — представителя публичной стороны в рамках реализации высокотехнологичного проекта;

  • сложность оценки инвестиционных и эксплуатационных расходов и подтверждение их обоснованности для получения бюджетного финансирования.

Все это — возможные дальнейшие направления развития законодательного регулирования соглашений о ГЧП (МЧП) и концессионных соглашений. Устранение этих ограничений позволило бы повысить доступность инструментов ГЧП для IT-отрасли в части организации и реализации инфраструктурных проектов, привлечь дополнительный объем внебюджетных инвестиций, обеспечить дополнительные условия для частной инициативы, сохранения и развития человеческого капитала.