Кто подпадает под санкции ЕС?
Согласно ст. 3 Регламента Совета ЕС № 269/2014, санкции ЕС могут ввести против физических лиц, которые:
- несут ответственность за действия, которые подрывают или угрожают территориальной целостности, суверенитету и независимости Украины;
- финансируют или оказывают поддержку тем, кто несет ответственность за такие действия.
Примеры:
- Алексей Мордашов. Включен в санкционный список как лицо, которое имеет связь с российским правительством и участвовало в официальной встрече с президентом РФ.
- Никита Мазепин. Подпал под ограничения как родственник подсанкционного лица (отец — Дмитрий Мазепин), затем был исключен из санкционных списков в связи с признанием такого критерия недостаточным.
Важно отметить, что 5 июня 2023 года критерии для введения санкций были расширены. Новое основание — лицо считается «ведущим бизнесменом», вовлеченным в секторы экономики, которые приносят значительную прибыль РФ и их родственникам.
Таким образом, список санкционных лиц, ранее сформированный за счет российских политиков, журналистов, бизнесменов, открыто поддерживающих произошедшие события и вовлеченных в них, и бизнесменов, приближенных к власти, стал пополняться предпринимателями, которые имеют значительные активы и попали в поле зрения европейских властей.
На каком основании оспаривается введение санкций
Можно выделить два основных блока аргументов, используемых для обжалования санкции ЕС в суде ЕС.
Оспаривание оснований применения мер ограничительного характера
Стороне, права которой нарушены, необходимо представить доказательства, что в основу решения были положены недостоверные сведения или их было недостаточно.
Примеры:
- Виолетта Пригожина и Никита Мазепин. Суд ЕС признал, что родства недостаточно как основания для санкций. Однако в текущей редакции регламента факта родства достаточно.
- Михаил Фридман и Петр Авен. Основными аргументами стали отсутствие доказательств близких связей с Владимиром Путиным и события прошлого. При этом в отношении них не рассматривался критерий «ведущего бизнесмена», так как на момент включения этих лиц в оспариваемые акты формулировка критерия была иная.
Изменение «поведения», подтверждающее эффективность санкций и поощряемое их снятием
Санкции ЕС могут снять, если подсанкционное лицо изменило свое поведение, устранив факторы, которые стали основанием для их введения. Из практики следует, что такими действиями могут быть:
- увольнение с должности, выход из бизнеса;
- отказ от ранних заявлений;
- прекращение связи с РФ.
При этом здесь нет универсального рецепта, не любые изменения гарантируют снятие санкций.
Успешные дела:
- Сергей Мндоянц. Уволился со своих должностей и прекратил участие в капитале АФК «Система».
- Александр Шульгин. Покинул свой пост в структуре Ozon.
При этом не нашли поддержки у суда ЕС изменения в жизни следующих лиц:
- Тигран Худавердян. Суд установил, что, несмотря на увольнение, Худавердян продолжил влиять на деятельность Яндекса, занимая иные должности.
- Игорь Шувалов. Оставил должность в правительстве, но занял пост председателя ВЭБ, что оценили как продолжающуюся поддержку государственной политики.
- Дмитрий Пумпянский. Прекратил участие в «Трубной металлургической компании», но остался ведущим бизнесменом, осуществляющим свою деятельность в секторе, который приносит доход РФ.
В связи с введением отдельного самостоятельного и самодостаточного критерия «ведущего бизнесмена» и «родственности» неочевидно, что может стать основанием исключения из санкционного списка такого лица и его родственников и примером изменения его поведения. Выход на пенсию? Исключение лица посмертно? И станет ли смерть основанием для исключения из-под санкций? Уже сейчас неочевидно. На память приходят «мертвые души», застрявшие в регламенте.
Из этого следует, что у «ведущих бизнесменов» нет возможности что-то исправить. Они «виновны» только из-за попадания в общую категорию российских бизнесменов.
Эффективность снятия санкций ЕС
Процесс снятия санкций ЕС может быть длительным и сложным. При этом успех в суде ЕС не гарантирует снятие ограничений. Решение о включении в списки «обновляется» каждые шесть месяцев, а к моменту вынесения решения в дополнение к обжалуемому документу появляется другой акт с иными основаниями в связи с введением новых критериев. Фактически санкции могут быть сняты, только если Совет ЕС примет решение об этом.
Представляется, что в ближайшее время мы увидим еще больше прецедентных решений, которые позволят выработать успешную стратегию снятия санкций.