ПРАВО.ru
Актуальные темы
16 октября 2014, 17:41

Отечественным юристам надо осознать себя в новой реальности

Отечественным юристам надо осознать себя в новой реальности

Автор: Евгений Жилин, управляющий партнер юридической фирмы "ЮСТ"

Всего лишь в марте, когда в Крыму проходил референдум о воссоединении с Россией, мало кто мог предвидеть масштабы последовавшего кризиса на юго-востоке Украины и предугадать размах санкционной гонки между западом и Россией. Но теперь уже очевидно, что условия ведения бизнеса в России усложнились многократно, причем процесс этот принял весьма затяжной характер. Закрылись легко доступные источники финансирования. Усиливается инфляция, особенно заметно это стало после введения Россией ответных санкций. Уменьшился в целом интерес к инвестициям в Российскую Федерацию, что опять же подстегивает другие негативные процессы в экономике, прежде всего снижение объемов производства.

В равной, а то и в большей степени ситуация затрагивает юристов, работающих в России, так как их доходы в значительной степени формируются за счет контрактов с крупными компаниями и банками. Юридический бизнес, правда, отличается повышенной степенью гибкости, и его представители всегда искали и находили возможности заработать даже на ограничениях. Так, сразу же после того как началось введение персональных, а затем и секторальных санкций, юристы по обе стороны океана, как в Европе, так и в США, и даже в России, стали издавать инструкции, что можно было бы сделать в юридической плоскости для их отмены.

Но в России, несмотря на внушительный список лиц, в отношении которых были введены ограничения, сколь-нибудь серьезного потока желающих воспользоваться этими советами не было. И главная причина в том, что санкции – это исключительно политическое решение. Перспектива их обжалования даже в хваленых европейских или американских судах – весьма призрачная. Какими бы независимыми ни были бы суды и каким бы высоким ни было качество правосудия, у каждой страны всегда есть политическое руководство, которое принимает политические решения. Поэтому бороться с санкциями юридическими механизмами в национальных судах можно, но практически бесполезно. Конечно, всегда есть шанс потратить массу средств и времени, нанять дорогих английских консультантов, как это предполагает сделать как минимум одна известная госкомпания (возможно, автор имеет в виду эту историю. – "Право.Ru"). Но рассчитывать на результат, и уж тем более на скорый, не стоит. Противодействовать санкциям, скорее, следует в наднациональных юрисдикционных органах, где арбитры не связаны политическими пристрастиями, предпочтениями конкретных стран, например, во Всемирной торговой организации.

Но в ВТО разбирательство также не быстрое, к тому же процессы, связанные с антироссийскими и ответными санкциями наверняка сопрягутся друг с другом, а поэтому на поиск решения, скорее всего, уйдет заметно больше времени, чем стандартные 12 месяцев. В этой связи актуальность обжалования и тут заведомо снижена. Скорость принятия политических решений имеет шансы быть заметно выше, и правильнее работать именно в этом направлении.

Рынок станет другим

В российской юридической отрасли уже наблюдается подход, который можно назвать "прагматичным". Она сжилась с тем фактом, что в отношении России введены санкции. Юристы понимают, что они вряд ли будут отменены быстро, даже если будет достигнуто устойчивое политическое урегулирование на Украине.

При этом заметно снижение активности иностранных юристов на российском рынке. Прежде всего потому, что существенно меньше стало проектов в области финансирования, так как в этой сфере ограничения для российского бизнеса особенно существенны. Между тем именно "ильфы" главным образом реализовывали такие проекты, практически у всех были и еще есть практики banking, finance и capital markets. И именно "ильфов" нанимали госкомпании и госбанки для сопровождения таких сделок. Кроме того, стало меньше проектов в сфере недвижимости, потому что в любые кризисные времена платежеспособный спрос на квадратные метры заметно снижается.

С другой стороны, для российского юридического бизнеса, для российских национальных фирм санкции – это шанс приобрести дополнительную работу, и им надо активно пользоваться. Ради этого надо не сокращать, а расширять штаты, идти по пути развития сотрудничества с региональными юрфирмами, усиливать компетенцию в административной и судебной практиках, заниматься реструктуризацией и сопровождать банкротные процедуры. В экономике страны почти не осталось отраслей, которые не были бы так или иначе затронуты санкциями, потому что сейчас введены именно секторальные санкции против финансовой системы, а она является, по сути, кровеносной системой всей экономики страны. Поэтому здесь компании либо уже столкнулись с трудностями, либо вот-вот с ними столкнутся. И, безусловно, юридических вопросов здесь возникает немало. Большинство из них – традиционная вотчина "рульфов".

Поэтому, я уверен, санкции имеют шанс серьезно изменить расстановку сил на российском юридическом рынке, добавив веса именно российским фирмам, имеющим сильные литигаторские и регуляторные практики.

Юристы и государство

Но одновременно санкции – это повод для отечественных юристов осознать себя в новой реальности, понять, что ты можешь сделать ради общественного блага. Поэтому введенные ограничения привели и к тому, что российские юристы стали теснее сотрудничать с властными структурами. Нами, например, был подготовлен детальный анализ правовых последствий воссоединения Крыма с Россией, рисков и угроз, проистекающих из потенциальных обращений украинских структур в арбитражи и другие международные юрисдикционные органы.

Эта работа выполняется на условиях pro bono, но приносит особое удовлетворение. Одно дело, когда ты защищаешь интересы конкретного частного клиента, и совсем другое, когда работаешь вместе с системой государственной власти, и свои знания предоставляешь в распоряжение тех, кто принимает важнейшие решения.

С другой стороны, санкции – это очень хороший триггер, чтобы переосмыслить суть и те установки, которые сформировались внутри страны, и придать дополнительную динамику рынку. Возникли основания для активизации диалога между юридическим сообществом и государством по вопросам регулирования адвокатской профессии, так как этот вопрос напрямую связан юридической безопасностью страны.

Юридический интернационал

Юридический бизнес имеет и другие возможности, помимо помощи государству, для облегчения бремени санкций, которое несет Россия. Они проистекают из самого характера профессии. Статус юриста, адвоката обязывает предпринимать все возможные и законные меры для защиты интересов клиента. Поэтому, несмотря на санкции, ни одна юридическая фирма никогда не прекратит контакты со своими коллегами в тех странах, которые эти санкции вводят. Профессиональная общность юристов – отличная платформа для диалога и поиска решения текущих проблем. Тем более что иностранные юристы в равной степени заинтересованы в отмене антироссийских санкций не только для того, чтобы их бизнес в России не съеживался, но и для того, чтобы их клиенты не были скованы в своих планах по развитию.

Поможет тут и дух корпорации. Юридический цех един, хотя его представители живут и работают в разных странах и принадлежат к различным культурам. Внешние потрясения создают отличный фон для еще большей консолидации представителей юридической профессии. Опыт 2014 года это наглядно демонстрирует.