От первого лица
12 ноября 2012

Зачем Уголовному кодексу статья о финансовых пирамидах

Зачем Уголовному кодексу статья о финансовых пирамидах

Следственный комитет разработал законопроект о введении уголовной ответственности за создание финансовых пирамид. Георгий Смирнов перечисляет предпосылки для изменения Уголовного кодекса, объясняет, чем пирамиды отличаются от мошенничества и незаконной предпринимательской деятельности, а также формулирует возможный текст соответствующей статьи. 

Георгий Смирнов, к.ю.н., майор юстиции

В последнее десятилетие в России широкое распространение получили различного рода организации и неформальные объединения физических лиц, деятельность которых основана на принципах финансовой пирамиды. Суть ее заключается в привлечении денежных средств физических или юридических лиц посредством обещания высокой прибыльности от взносов, производимых в фонд такой организации или объединения. При этом выплата обещанного дохода осуществляется за счет денежных средств, полученных в виде взносов от иных лиц.

Финансовая пирамида имеет внешнее сходство с рядом организационно-правовых форм осуществления коммерческой деятельности. В частности, как и коммерческая организация, она привлекает денежные средства в свой фонд и выплачивает за это определенный доход. Однако в отличие от коммерческой организации, выплата дохода лицам, осуществившим взнос в фонд финансовой пирамиды, производится не из чистой прибыли, получаемой от предпринимательской или иной экономической деятельности (дивиденда), а за счет привлеченных от вкладчиков денежных средств.

Основные принципы функционирования финансовой пирамиды имеют множество сходных черт с банковской деятельностью. В частности, денежные средства принимаются на началах возмездности, срочности и возвратности.

Однако именно для того, чтобы банки не превратились в финансовые пирамиды, государство жестко регламентирует их деятельность, начиная с установления требований к обязательному размеру минимального уставного и резервного капитала, обязательности осуществления банковской деятельности как исключительного вида деятельности и получения лицензий на отдельные виды банковских операций и заканчивая ставкой рефинансирования, а также  гарантиями прав и законных интересов клиентов банков в виде обязательного страхования вкладов.

Объективной закономерностью деятельности финансовых пирамид, как известно, является неизбежное уменьшение количества лиц, желающих произвести взносы в фонд финансовой пирамиды на определенном этапе, и обусловленная этим невозможность дальнейших выплат. Так, от деятельности только одной финансовой пирамиды "МММ" 1994 года пострадало около 20 миллиона человек.

В настоящее время в России помимо финансовых пирамид, действующих на федеральном уровне (то есть, организаций или объединений, представительства или структурные подразделения которых осуществляют свою деятельность практически во всех регионах Российской Федерации), функционирует множество региональных организаций (объединений), основанных на принципах финансовой пирамиды.

С учетом масштаба деятельности эти организации представляют реальную угрозу экономической безопасности государства, так как препятствуют притоку капитала в реальный сектор экономики в результате того, что граждане, мотивированные обещанием высокого дохода, инвестируют свои денежные средства не в покупку ценных бумаг или иных финансовых инструментов либо во вклады в банках, а передают их в пользу определенной группы лиц, не осуществляющих никакой предпринимательской или иной экономической деятельности. Кроме того, последующее прекращение выплат по взносам влечет за собой массовое недоверие населения к иным финансовым институтам, а также острые социальные конфликты.

Классическая финансовая пирамида предполагает утаивание ее организаторами от потенциальных вкладчиков источника происхождения выплачиваемого им дохода, либо инсценировка деятельности финансовой пирамиды под тот или иной вид высокоприбыльной финансовой деятельности.

Именно такой была пирамида Ч. Понци, – создателя первой из известных финансовых пирамид, который сообщал вкладчикам, что инвестирует привлеченные денежные средства в почтовые марки, существенная разница стоимости которых в разных странах позволяет ему получать высокую прибыль.

Один из основателей американской фондовой биржи NASDAQ Б. Мейдофф создал компанию "Madoff Investment Securities", которая как он заявлял, осуществляла инвестиции в высокодоходные финансовые инструменты, однако оказалась на самом деле финансовой пирамидой.

Источник получения прибыли в финансовой пирамиде МММ 1994 года был объявлен коммерческой тайной.   

Создатели пирамид такого типа во всем мире привлекаются к уголовной ответственности за мошенничество, так как вводят потенциальных вкладчиков в заблуждение относительно характера дальнейшего использования полученных от них денежных средств. 

Учитывая это, для избежания уголовной ответственности за мошенничество был изобретен второй тип финансовых пирамид, где потенциальным вкладчикам честно сообщается о том, что выплаты им будут производиться за счет средств, полученных от других вкладчиков, а также то, что они в любой момент могут прекратиться.

Однако в целях склонения потенциальных вкладчиков произвести взнос в фонд финансовой пирамиды несмотря на эти условия, их организаторами применяются различные психологические приемы стимулирования мотивации, например, особо подчеркиваются преимущества вкладчиков, оказавшихся в первой очереди, деятельности пирамиды придается определенная религиозная, нравственная или иная идеологическая окраска, к примеру она называется фондом верующих, кассой взаимопомощи, и т.д.

Во многих странах деятельность, основанная на принципах финансовой пирамиды, в том числе, когда потенциальным вкладчикам сообщается о ее реальном характере, запрещена. 

Уголовная ответственность за создание подобного рода организаций предусмотрена в Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Франции, США и ряде других стран.

В УК ряда штатов США, а также в Австрии рассматриваемое деяние прямо названо термином "финансовая пирамида". В законодательстве других стран оно называется "игрой" или "игрой по цепочке". 

В странах с развитым фондовым рынком, например, в США, Великобритании, где кризис на фондовом рынке, в том числе возникший вследствие недостаточной ликвидности находящихся в обороте финансовых инструментов, может повлечь за собой негативные последствия для экономики страны в целом, подобного рода деяния относятся к числу тяжких или даже особо тяжких, а уголовная ответственность наступает за привлечение в фонд финансовой пирамиды денежных средств не только физических лиц, но и организаций.

В России, вследствие отсутствия прямого уголовно-правового запрета привлечь организаторов и руководителей большинства действующих финансовых пирамид к уголовной ответственности практически невозможно.

Так, уголовная ответственность за мошенничество (статья 159 УК РФ) предполагает необходимость наличия в действиях виновного при получении им имущества от потерпевшего, такого признака, как обман. Однако, как уже было отмечено ранее, организаторы и руководители финансовых пирамид уведомляют потенциальных вкладчиков о том, что их организация (объединение) не осуществляет никакой предпринимательской деятельности, а основывается на принципах выплаты дохода за счет взносов, производимых иными лицами.

Деяние этих лиц зачастую не содержит и признаки незаконной предпринимательской деятельности (статья 173 УК РФ), так как осуществляемая ими деятельность формально не относится к определяемой в статье 8 ГК РФ предпринимательской деятельности. С учетом господствующего в сфере имущественных отношений запретительного метода правового регулирования, такая деятельность может рассматриваться скорее как иная, не запрещенная законом деятельность.

С учетом изложенного предлагается ввести в России запрет на подобного рода деятельность. Соответствующая статья УК РФ может быть сформулирована следующим образом:

"Статья 1721. Создание финансовой пирамиды и(или) руководство ее деятельностью

  1. Создание финансовой пирамиды и(или) структурного подразделения финансовой пирамиды, а равно руководство финансовой пирамидой и(или) структурным подразделением финансовой пирамиды, –

наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

2. То же деяние:

а) сопряженное с привлечением денежных средств населения в крупном размере;

б) причинившее значительный ущерб гражданину, –

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

3. То же деяние:

а) сопряженное с привлечением денежных средств населения в особо крупном размере;

б) повлекшее по неосторожности тяжкие последствия, –

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Примечания.

  1. Под финансовой пирамидой в настоящей статье понимается юридическое лицо или объединение физических лиц, привлекающее на постоянной основе денежные средства физических лиц путем обещания имущественной выгоды, если выплаты или предоставление иного имущества лицам, производившим денежные взносы, осуществляется за счет денежных средств, полученных в виде взносов от иных лиц, за исключением юридических лиц, имеющих право в соответствии с законодательством Российской Федерации привлекать на постоянной основе денежные средства населения.
  2. Крупным размером привлеченных от населения денежных средств в настоящей статье признается сумма денежных средств, превышающая три миллиона рублей, а особо крупным – десять миллионов рублей."