ПРАВО.ru
Актуальные темы
25 июня 2009, 21:06

Минкомсвязи составит словарь мата

Минкомсвязи составит словарь мата
Министерство связи и массовых коммуникаций РФ(Минкомсвязь) Фото Право.Ru

Министерство связи и массовых коммуникаций РФ (Минкомсвязи) заявило о намерении определить список ненормативных слов русского языка на уровне нормативных актов. Будет создана рабочая группа при межведомственной комиссии по русскому языку для совершенствования нормативно-правовой базы защиты русского языка как государственного языка РФ.

Предметом работы данной группы, по словам пресс-секретаря Минкомсвязи Елены Лашкиной, «должно стать понятие нормы русского языка, которое в настоящее время нечетко раскрывается в нормативных актах».

В то же время представитель Минкомсвязи отметил, что ведомство не планирует вносить поправки в закон о русском языке, согласно которым чиновники могли подвергнуться штрафу за неграмотную речь и брань в ходе публичных выступлений.

«Мы действительно обеспокоены использованием нецензурной брани и неграмотностью, которую допускают в эфире, но речи о том, чтобы влиять на госслужащих таким образом, а тем более привлекать в судебном порядке за брань и ошибки, не идет», — подчеркнули в Минкомсвязи.

Теория

Отметим, что законы, позволяющие привлечь матерщинника к ответственности, имеются в России уже давно.

Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП) квалифицирует употребление ненормативной лексики в общественных местах как мелкое хулиганство.

Кроме того, мат можно расценить как нарушение статьи 130 УК РФ («оскорбление»), а также статьи 152 ГК РФ («унижение чести, достоинства, деловой репутации»).

На деятельность СМИ распространяются нормы закона «О государственном языке», запрещающие использовать слова и выражения, не соответствующих нормам современного русского литературного языка, за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов.

Вместе с тем, во всех этих документах отсутствуют четкие определения ненормативной лексики или отсылки на соответствующие словари и справочники, отмечают в Минкомсвязи. Из-за чего привлечь в судебном порядке за брань и ошибки сегодня нельзя не только чиновников, но и простых граждан.

«Если вы с этой целью обратитесь в суд, вам откажут, поскольку определения понятия „нецензурное выражение“ нет, как нет и словарей правил русского языка, на которые можно опираться», — прокомментировал «Труду» ситуацию специалист проекта «Словари XXI века» Кирилл Василенко.

Министерство полагает, что определения ненормативной лексики должны быть прописаны в законодательстве, что позволит применять предусмотренные законами санкции за ее употребление.

Практика

Однако в таком случае возникает естественный вопрос: что конкретно считать ненормативной лексикой? Официального словаря мата до сих пор никто не составил.

Директор Института лингвистики Максим Кронгауз заявил «Взгляду», что в список запрещенных слов должна войти обсценная лексика, а также некоторое количество слов, не являющихся матерными, но которые также запрещено употреблять в публичных местах. Это слова, связанные с отправлением естественных потребностей, с такими корнями как ср- и сс-. В нашей культуре табуированию подвергается то, что связано с сексом, и вообще все, что «ниже пояса». Кроме того, надо отметить, что вдруг становятся непристойными слова литературного языка, в которых нет ничего похожего на табуированные значения, но эти значения возникают в жаргоне и переносятся на литературное слово.

«В последние годы я очень часто сталкиваюсь с неадекватной реакцией по крайней мере на два слова русского языка. Одно из них — „яйца“, в магазинах часто даже заменяется на „яйцо“. В литературном языке „низкого“ значения нет, так что это не омоним, а многозначное слово, дополнительное значение возникло в разговорной речи на основе внешнего сходства. Еще один пример, когда у слова в жаргоне появляется значение, связанное с сексом, и это переносится на литературный язык, — слово „кончить“… Вот типичный пример эффекта дрейфа вполне приличных слов, произошедшего под влиянием метафоры», — обращает внимание Кронгауз на проблему четкого определения круга слов, считающихся ненормативной лексикой.

Учеба

Впрочем, каким бы полным ни вышел список запрещенных слов, думается, это коренным образом не решит проблему. Ее суть не в употреблении матерных слов как таковых, а в низком культурном уровне значительной части россиян. И начинать такого рода кампании надо не с уточнения списков слов, относящихся к ненормативной лексике, и сумм штрафов, а с повышения этого самого культурного уровня как среди чиновников, так и в каждой отдельно взятой семье.

Межведомственная комиссия по русскому языку придумала свой способ решения этой задачи. Дабы закрепить нормы официального русского языка, комиссия создала и направила на регистрацию в Минюст четыре словаря — орфоэпический (ударений), орфографический, грамматический и большой фразеологический. Эти словари прошли проверку в Российской академии наук и после регистрации войдут в перечень рекомендованных государством словарей, которые отражают нормы русского языка.

Впрочем, даже такая, казалось бы, благая инициатива неоднозначно воспринимается экспертами. Так, доцент кафедры русского языка ИФиЯК СФУ Игорь Ким, считает, что введение в действие четырех академических словарей, которые станут для политиков эталоном норм русского языка, сильно ограничит живую речь политиков.

«В стране раньше был опыт слежения за грамотностью речи чиновников — тогда тексты для политиков скрупулезно составлялись специалистами и литературными редакторами, и в эфир не выходила необработанная речь. Сейчас, когда государство стало крепнуть, оно стремится к единообразию, стремится вогнать русский язык в жесткие рамки, сузить до четырех словарей. Это колоссальное ограничение человеческой речи», — объяснил РМ Ким.

Интернет

В случае принятия мер по запрету ненормативной лексики особо проблематичной зоной для правоохранительных органов может стать интернет. Действенные способы контролировать форму общения его пользователей и привлекать их к ответственности за нарушение табу, пока не найдены.

Помимо мата, российские депутаты давно озабочены нарочитой неграмотностью интернет-сленга, который при этом интенсивно проникает в повседневную жизнь. Одни предлагают для исправления ситуации провести в сети тотальную деанонимизацию, другие считают, что необходимо наказывать за коверканье языка как за хулиганство.

В настоящее время депутаты Госдумы готовят законопроект о работе интернета. Помимо прочего, закон будет контролировать язык, на котором общаются россияне в сети, сообщила заместитель председателя комиссии при Общественной палате по сохранению культурного наследия Елена Зелинская.

Между тем, в 2007 году Дмитрий Медведев, будучи первым вице-премьером, весьма либерально высказался о сетевом языке. В ходе конференции он заявил, что контролировать изучение в стране интернет-новояза невозможно, но с ним нужно считаться. Языковая среда «может нравиться, она может не нравиться, кто-то может говорить, что это изменение норм и правил русского языка, но это существующая, развивающаяся языковая среда, которая, кстати сказать, все-таки основана на русском языке», отметил Медведев. Он выразил уверенность, что распространение в сети альтернативного языка «в наших интересах», поскольку тем самым «развиваются возможности применения русского языка».

Однако стоит заметить, что интернет искажает форму написания не только обычных слов, но и ненормативную лексику. Появляются новые словесные образования, которые не указаны ни в одном словаре, но граждане России воспринимают их как мат. В связи с чем, задача составления окончательного списка запрещенных слов становится практически нереализуемой.