Прежде всего привести деятельность компании в соответствие с действующим законодательством, а также исключить любые риски, способные навредить бизнесу. По сути, это некая диспансеризация, при которой проверяется в комплексе весь организм компании, что называется, с головы до пят. И когда все выявленные нарушения приводятся в соответствие, то репутационные и финансовые риски значительно уменьшаются или даже сводятся к нулю. «Организм» компании становится «здоровым», и грамотно выстроенная система комплаенса позволяет избежать тревожных бизнес-недугов в дальнейшем.
Стремительный рост количества каналов коммуникации влечет еще большее увеличение потенциальных репутационных рисков для бизнеса. Если раньше, к примеру, любую проблему или нарушение можно было оперативно уладить внутри, избежав ее утечки вовне, то сегодня от «кабинетов» до мессенджеров и социальных сетей бизнес находится под пристальным вниманием.
Одной из задач комплаенс-функции внутри компании как раз является отслеживание и профилактика внутренних конфликтов, возникновение которых в крупных корпорациях неизбежно. Речь идет и о взаимоотношении внутри коллектива, с бизнес-партнерами, подрядчиками. Эффективный инструмент – постоянная обратная связь с сотрудниками. Например, в «ВымпелКоме» мы наладили программу «горячая линия SpeakUP», с помощью которой можно конфиденциально сообщить о проблеме или нарушении, что способствует повышению доверия сотрудников.
Значимые риски для компании – это не только внутренние, но и внешние конфликты, связанные, например, со взаимоотношениями с бизнес-партнерами или регуляторами. Разумеется, любой бизнес должен руководствоваться законодательными нормами своей страны. Важная задача комплаенс-функции – минимизировать риски появления противоречий с действующими нормативными актами. Комплаенс-менеджер должен поддерживать отношения со всеми подразделениями компании и контролирующими структурами – аудиторами, службой безопасности, чтобы вместе определять проблемные участки и вырабатывать алгоритм по их устранению. Кроме того, менеджеры должны следить за всеми изменениями закона и приводить в соответствие с ними любую форму активности компании, предотвращая, например, инциденты с коррупцией или другими возможными нарушениями.
Стремительно меняющаяся бизнес-среда неизменно ставит российских предпринимателей перед необходимостью этичного ведения бизнеса. Одно из главных изменений – это возросшие полномочия и ресурсы регуляторов по обеспечению исполнения законодательства, а особенно по антикоррупционным и антимонопольным нарушениям.
В современных экономических и политических условиях в России одной из первоочередных задач государственной политики становится предупреждение коррупции. Эффективная реализация этой задачи возможна в том числе с помощью единой, нормативно закрепленной концепции комплаенса. Опираясь на такие нормы, бизнес сможет осознанно внедрять комплаенс-программы, которые позволят компаниям самостоятельно выявлять и предупреждать правонарушения и приводить свою деятельность в соответствие с требованиями регуляторов.
Если комплаенс-меры будут учитываться только как смягчающее обстоятельство, влияющее на размер штрафа, то и компании, в свою очередь, будут воспринимать комплаенс как простую формальность. Действительно работающая программа комплаенс направлена не на уход от ответственности. Она должна измененить отношения сотрудников компании к нарушению, сделав его невозможным.
Такого эффекта можно добиться, если совершение нарушения будет противоречить культурным корпоративным ценностям, которые отвечают и внутренним убеждениям сотрудника. На Западе уже давно осознали добавленную стоимость, которую создает для бизнеса комплаенс, а вот российским компаниям для настоящей трансформации рабочей среды и сознания сотрудников еще предстоит пройти многолетний путь «вдумчивого внедрения» комплаенса и этики.
Авторы:
Ильсур Ахметшин
Вице-президент, директор по комплаенсу ПАО "ВымпелКом"
Юлия Глубокая
Заместитель директора по комплаенсу ПАО "ВымпелКом"