Статья 54.1 НК: тренды и линия защиты
Своего рода «хитом» налоговых проверок стало применение ст. 54.1 НК, которая установила критерии необоснованной налоговой выгоды. Ее ввели в закон в 2017 году. Александр Лемчик, управляющий партнер , отмечает, что еще не все разобрались, как выстраивать доказательную линию, когда применяют эту норму. Эксперт отмечает: важно, чтобы в защитной позиции и в самих актах налоговой проверки правильно квалифицировали состав налогового правонарушения. Налоговые органы сначала могут применить один состав из этой статьи, а затем «переобуться» в другой. Такая непоследовательность выводов налоговых органов сбивает налогоплательщика. Он не может понять, в чем его обвиняют. Лемчик обращает внимание, что на практике, когда обжалуют акты региональных налоговых органов, ФНС достаточно скрупулезно следит за тем, чтобы последовательность выводов была правильная.
Стратегию защиты налогоплательщика следует сосредоточить на том, в чем его обвиняют. Мы защищаемся от конкретного состава.
О новых подходах в применении нормы о критериях необоснованной налоговой выгоды рассказала Раиса Алексахина, партнер, руководитель практики по урегулированию споров с государственными органами К ним эксперт относит:
- Документальное подтверждение обоснованности полученной налоговой выгоды.
- Проявление коммерческой осмотрительности в хозяйственной деятельности в целом, а не только в работе с контрагентами.
- Подтверждение налогоплательщиком отсутствия схем по оптимизации налоговых обязательств.
Цифровизация и упрощение налогового регулирования
Эксперты обсудили цифровизацию, которая касается и налогового регулирования. Екатерина Болдинова, партнер, руководитель налоговой практики , говорила о налоге на «Гугл». С 1 января 2017 года услуги, которые оказывают иностранные организации в электронной форме через интернет, облагают НДС по ст. 174.2 НК. Эксперт отмечает, что в статье законодатель приводит существенный перечень таких услуг. Болдинова полагает: когда станут появляться новые виды, их нужно будет добавлять в закон, но пока этого нет. Исходя из нормы, эксперт называет два признака, которым должны соответствовать такие услуги, чтобы их обложили налогом: они автоматизированы и их оказывают с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. «То есть человеческое участие тут как бы не предполагается», — поясняет эксперт.
Болдина обращает внимание, что уже сейчас электронных услуг намного больше, чем указали в законе. Из-за этого Минфин, ФНС и Минцифры постоянно вынуждены отвечать на вопросы пользователей о том, подлежит ли та или иная услуга налогообложению или нет.
В контексте новых технологий участники обсудили налоги по сделкам с цифровыми финансовыми активами (ЦФА). Дмитрий Кириллов, советник , обратил внимание на поправки в налогообложении цифровых прав, которые внесли в июле этого года Федеральным законом № 324-ФЗ. Изменения претерпели три главы НК: о налоге на прибыль, НДФЛ и НДС. Эксперт отметил, что сделки с ЦФА освободили от НДС (подп. 12.2 ст. 149 НК). Кириллов отметил, что налоговые последствия операций с ЦФА похожи на такие же с ценными бумагами.
Изменения налогового законодательства летом этого года имеют масштабный характер. Еще один июльский Федеральный закон № 263-ФЗ упрощает порядок уплаты обязательных платежей и совершенствует администрирование с 1 января 2023 года: организации и ИП вместо нескольких операций будут вносить один налоговый платеж на единый налоговый счет в Казначействе. Галина Акчурина, партнер департамента налогового и юридического консультирования , говорила о связанных с этим вызовах.
Нужно позаботиться о сохранении переплат для минимизации будущих рисков.
Еще эксперт обратила внимание, что важно обеспечить правильность формирования входящего сальдо на 1 января 2023 года. Для этого следует:
- провести совместную сверку с налоговым органом;
- списать безнадежную задолженность по ст. 59 НК;
- вернуть те переплаты, которые планировались, или сформировать переплату для минимизации будущих рисков;
- учитывать переплаты по налогу на прибыль в бюджеты субъектов РФ по правилам ст. 4 НК.
Налоговая поддержка бизнеса в условиях санкций
В контексте санкционных ограничений Владимир Кузнецов, председатель общероссийского профсоюза медиаторов, заместитель руководителя Федерального центра медиации, вице-президент Ассоциации юристов и юридических компаний по регистрации, ликвидации, банкротству и судебному представительству, рассказал, как государство помогает бизнесу. В частности, продлили срок уплаты налога по УСН. Это помогает направлять деньги на развитие бизнеса, а сам налог платить позже. Кроме того, перенесли сроки уплаты страховых взносов для юрлиц и ИП. По мнению эксперта, эта мера очень поддерживает малое предпринимательство.
Максимальное содействие развитию малого предпринимательства поможет оживить экономику. Именно малый бизнес, стартапы могут придумать то, что еще год назад казалось невозможным.
Налоговые риски и тренды практики
Из-за санкций возникли трудности с налогообложением иностранных холдингов. Связанные с этим проблемы и пути их решения рассмотрела Любовь Старженецкая, кандидат юридических наук, руководитель практики ТЦО и международного налогообложения Основные риски связаны с получением денег от зарубежных компаний в России. Иностранные банки отказываются проводить платежи с российскими банками, даже если те не под санкциями. Из-за этого нельзя уменьшить прибыль контролируемой иностранной компании на величину выплаченных дивидендов. Решить эту проблему можно, например, если перевести активы на физлицо. Это распространенная история, когда за холдингом стоит конечный бенефициар — физическое лицо, российский резидент.
Одно из решений — произвести зачет дивидендов против встречного требования контролируемой иностранной компании.
О налоговых рисках дробления бизнеса рассказал Андрей Соломяный, партнер, адвокат Он отметил, что не всегда изменение структуры бизнеса — это необоснованная налоговая выгода. ФНС сформировала 17 признаков, которые могут говорить о ее получении из-за дробления бизнеса. Тем не менее в последнее время акцент делают на трех основных критериях. Это отсутствие деловой цели, коммерческой деятельности и самостоятельности. На отсутствие дробления тоже указывают некоторые признаки. К ним эксперт отнес самостоятельную деятельность компании, отсутствие необоснованной экономии на налогах и независимость организации в структуре группы.
Среди налоговых трендов в актах Верховного суда Денис Кожевников, советник налоговой практики , выделил развитие взглядов на налоговую реконструкцию, в том числе по дроблению бизнеса. Эксперт обратил внимание на подход, согласно которому нужно учитывать уплаченные в рамках упрощенного режима налоги. При этом попытки вернуть излишне уплаченный по УСН налог стали для плательщика неудачными.
Нина Гулис, партнер , рассказала об инвестиционных режимах, в которых можно получить налоговые льготы. Среди них она обратила внимание на специальные инвестиционные контракты (СПИК) и соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). СПИК дает инвестору возможность снизить ставку по налогу на прибыль до 0% в зависимости от региона, где реализуют проект. Одна из основных причин, по которой заключают СЗПК, — возможность возместить затраты, которые связаны с реализацией инвестиционного проекта.
Участники обсудили и налоговую оговорку. Ольга Смагина, партнер , отметила, что налоговые органы активно агитируют включать в договоры такое условие. Налоговые оговорки формулируют в виде гарантий или заверений об обстоятельствах. Здесь Смагина рекомендует быть внимательнее в части полноты обстоятельств, которые необходимы, чтобы, возможно, реализовать право на возмещение убытков или компенсацию потерь.
Налоговый комплаенс и смягчение ответственности
О подходах к пониманию налогового комплаенса рассказал Александр Григорьев, партнер Со ссылкой на приказ ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-23/518@ он отметил, что комплаенс — часть системы внутреннего контроля компании. Ее определяют пять компонентов. Основной из них — контрольная среда.
Мы должны создать в компании такое окружение, которое будет способствовать соблюдению требований законодательства и поддержке самой системы внутреннего контроля.
То есть необходимо разработать стандарты поведения, этические требования и стандарты найма. Периодически нужно проводить образовательные курсы, которые будут содействовать поддержке этой среды.
Еще под налоговым комплаенсом понимают систему проверки контрагентов. Ее важно проводить на трех стадиях:
- коммерческое предложение;
- заключение договора;
- его исполнение.
Для тех, кто несмотря ни на что нарушает налоговое законодательство, может наступить уголовная ответственность. Но сейчас есть тренд на смягчение наказаний за налоговые преступления. Игорь Ткачев, руководитель налоговой практики , выделил основные направления либерализации:
- сокращение числа поводов для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 УК (ФЗ от 09.03.2022 № 51-ФЗ);
- изменение крупного и особо крупного размера деяния (законопроект 01/05/08-22/00130229);
- сокращение срока максимального наказания за отдельные налоговые преступления (законопроект 01/05/06-22/00128100).
Последний законопроект меняет категории четырех налоговых преступлений. Раньше их относили к тяжким или к категории средней тяжести, а теперь — к средней или небольшой тяжести. Изменение категории влечет изменение сроков давности привлечения к ответственности. Еще можно будет применить обратную силу уголовного закона по ранее вынесенным приговорам. Далее вступает в силу п. 3 Постановления Пленума ВС от 07.06.2022 № 14. Согласно правилу, если применить обратную силу, то осужденного можно освободить от наказания со снятием судимости.
В итоге мы получим существенное сокращение количества судимых за налоговые преступления.
Никита Филиппов, заведующий , отметил, что поводом для возбуждения уголовных дел по статьям 198–199.2 УК служат только материалы, которые направляют налоговые органы в соответствии с законом. При этом эксперт обращает внимание на Определение Конституционного суда от 24.11.2016 № 2517-О. Там суд разъяснил, что налоговики не предрешают выводы следственных органов о возбуждении дела.
На практике законодательство нарушают не только плательщики, но и сами налоговые органы. Александра Родионова, партнер, руководитель налоговой практики , отметила, что налоговики могут отказаться представлять документы и информацию по мероприятиям налогового контроля. Но их можно получить посредством жалоб. Эксперт обращает внимание, что это необходимо. Среди таких данных может быть информация, которую можно использовать для защиты налогоплательщика.