ПРАВО.ru
Legal Digest
7 августа 2024, 8:42

Утренний обзор за 7 августа

За год количество сделок на российском рынке слияний и поглощений снизилось на 21%. Федеральная нотариальная палата напоминает о недоступности нотариальной тайны для арбитражных управляющих. Экономколлегия отменила отказные решения по заявлению об оспаривании сделки по продаже имущества банкрота, совершенной при помощи комиссионера. Об этих и других новостях — в утреннем обзоре Право.ru.

Число сделок на рынке M&A уменьшилось на 20%. По итогам первого полугодия 2024 года количество сделок на российском рынке слияний и поглощений (M&A) упало на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Об этом узнал РБК из отчета по рынку M&A, которое подготовило агентство AK&M. Так, в этом году заключили 219 сделок, а в аналогичный отчетный период прошлого года — 277. Снизилась и их суммарная стоимость: с $24,55 млрд в прошлом году до $21,39 млрд в текущем. Одной из причин сжатия рынка аналитики называют резкое сокращение сделок по выходу иностранцев из российских активов (8,8% от общего объема против 20,6% в 2023-м). «Тем не менее подкомиссии правкомиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций продолжает поступать большое количество заявок на выкуп у нерезидентов бизнеса в России, но объемы сделок сокращаются», — указано в отчете AK&M. Другая причина — высокая ключевая ставка ЦБ, из-за которой кредитование стало невыгодным. Эксперты полагают, что к концу года продавцы активов могут вновь активизироваться. Причиной этому могут стать обновленные налоговые условия.

ФНП сообщает об отсутствии у АУ доступа к нотариальной тайне. Федеральная нотариальная палата (ФНП) подготовила рекомендации по запросу финансовыми управляющими данных из единой информационной системы нотариата (ЕИС). Документом поделился арбитражный управляющий Сергей Домнин. ФНП напоминает: финуправляющие могут сами получить из ЕИС сведения о доверенностях, данные из реестра уведомлений о залоге и информацию об открытии наследственных дел. Другие сведения ЕИС предоставить не может. При этом в перечень лиц, которые имеют доступ к нотариальной тайне, АУ не включены. Исключением могут стать либо признание умершим наследодателя-банкрота. Сведения из публичных реестров нотариусы предоставляют лишь при получении судебного запроса либо непосредственно в суд, напоминает ФНП. Но закон не определяет, к какому именно нотариусу должны обращаться АУ, поэтому адресатом запросов может быть и сама ФНП. В таком случае палата предоставит лишь сведения об обращениях граждан со сходными персональными данными к нотариусам и не раскроет содержание нотариальных действий. «Далее, по логике ФНП, следует обращаться уже к этим конкретным нотариусам», — предположил Домнин. В завершение ФНП отметила, что запросы управляющих о данных с нотариальной тайной увеличивают нагрузку и самой палаты, и судов.

ВС оценил комиссионную сделку с активами банкрота. По поручению комитента-банкрота, компании «Энергосервис», комиссионеры продали его машины. Конкурсный управляющий решил оспорить эти сделки, но суды отметили, что договор заключали без участия должника, а его стороной был комиссионер. Это значит, что покупатели автомобилей не могут быть надлежащими ответчиками. Кроме того, комиссионер уже ликвидирован. Заявление отклонили (дело № А40-256596/2020). В жалобах в Верховный суд конкурсный управляющий и кредитор утверждали: подход судов приведет к тому, что во избежание оспаривания подозрительных сделок недобросовестные стороны будут массово привлекать к участию в продажах комиссионеров-однодневок. В результате активы будут защищены от оспаривания. ВС согласился с опасениями заявителей. Подробнее о деле — в новости «ВС оценил вывод активов банкрота с помощью комиссионера».

Введен единый формат подачи бизнесом заявок на профвизиты. Раньше контрольные органы разрозненно принимали заявки от бизнесменов на профилактические визиты инспекторов и консультирование. Теперь все предприниматели могут записаться в личном кабинете на портале «Госуслуги», сообщает пресс-служба Минэкономразвития. Заявку рассмотрят в течение десяти рабочих дней со дня ее подачи. «Вот так 1 млн профилактических визитов за 2023 год стал весомым поводом разработать удобную форму взаимодействия с контрольными органами», — добавили в ведомстве.

СИП защитил бренд Burger King. Предприниматель Сергей Петров хотел зарегистрировать товарный знак «Бургеринг», но получил отказ. В Роспатенте объяснили: начальные и конечные буквы знака Петрова полностью совпадают с противопоставленными знаками «Бургер Кинг»/Burger King, то есть эти обозначения сходны фонетически. При произношении бренды отличаются лишь наличием буквы «К». Это повышает вероятность смешения знаков. Петров подал иск в Суд по интеллектуальным правам и попросил признать отказ Роспатента недействительным (дело № СИП-188/2024). Бизнесмен обратил внимание, что произношение «Бургеринг», за счет слитного исполнения, звучит более однородно и мягко, без резкого столкновения согласных букв. А в случае с «Бургер Кингом» на стыке «Р» и «К» четко слышится переход. По мнению Петрова, потребитель точно не перепутает «Бургеринг» с популярной сетью быстрого питания «Бургер Кинг» из-за разных целевых аудиторий, идеи и философии брендов, восприятия брендов в целом. Но СИП решил иначе. «Степень сходства обозначений суд оценивает в качестве высокой», — признал он. И добавил: «Принимая во внимание, что словесный элемент «Бургер»/«Burger» обозначений знаком российскому потребителю и воспринимается им в качестве булочки, разрезанной вдоль, обычно с чем-то, то словесные элементы сравниваемых обозначений вызывают четкие ассоциации у потребителей конкретным блюдом». Требования Петрова оставили без удовлетворения.

Маск судится с рекламными компаниями из-за бойкота соцсети Х. Владелец социальной сети X (ранее — Twitter) Илон Маск подал иск в Федеральный суд Техаса к альянсу Global Alliance for Responsible Media (GARM), объединяющему крупнейших рекламодателей интернета и владельцев соцсетей. Бизнесмен считает, что участники GARM сговорились для незаконного «бойкота» рекламы платформы, которая обошлась ей в миллиарды долларов. О подаче иска сообщила в X ее гендиректор Линда Яккарино. В нем утверждается, что GARM координировал бойкот рекламодателей в 2022 году под предлогом обеспокоенности, будет ли корпорация соблюдать стандарты «Brand safety» — защиты бренда от упоминаний в негативном контексте — для контента после ее покупки Маском, пишет Bloomberg. В Garm прокомментировали иск так: бренды сами вправе решать, на что они могут тратить свои рекламные доллары.