ПРАВО.ru
Санкции
21 февраля 2025, 9:39

Возвращение иностранных брендов: какие проблемы их ждут

Возвращение иностранных брендов: какие проблемы их ждут
Для возврата на российский рынок иностранным компаниям придется получить одобрение правкомиссии. Юристы рассказали и о других возможных трудностях. Фирмам понадобится обновить свои товарные знаки и побороться с патентными троллями. Эксперты не исключают появление новых финансовых ограничений. Например, взнос в бюджет для обратных сделок и запрет на вывод средств и дивидендов из страны.

На фоне меняющейся политической обстановки появилось немало новостей и слухов о возвращении на российский рынок иностранных компаний. Со ссылкой на свои источники Mash сообщал, что возобновление работы в России обсуждали бренды Zara, Bershka, Pull&Bear и Stradivarius (все они входят в состав испанской группы Inditex). Позднее появилась аналогичная информация о планах Coca-Cola и японского бренда Uniqlo

Предсказать дальнейшее развитие событий попытались аналитики международной платформы для развития бизнеса Kokoc Group. По их подсчетам, первые ушедшие компании начали возвращаться в РФ уже в конце 2022-го, а затем их стало больше. Компания ожидает, что к концу этого года около 340 брендов вернутся в Россию. В своих прогнозах Kokoc Group учитывала публичные заявления организаций, возобновление рекламной активности и прочее. 

Антон Дугин, директор по развитию ключевых клиентов Kokoc Group, уверен, что если иностранные бренды вернутся на рынок, отечественное бизнес-сообщество разделится на две группы. Одним предпринимателям это очень поможет, например им удастся наладить логистику и продажи. Другим же, напротив, работать станет сложнее.

Сами зарубежные компании не спешат делать официальные заявления о возвращении на российский рынок. Так, Renault не исключила такой возможности, а владелец Zara не опровергнул подобные планы.

С чего все начиналось

Юридические возможности возвращения иностранных брендов зависят от структуры сделки по выходу. Далеко не все процедуры выхода инвесторов из проектов предусматривали механизмы возврата. Сейчас бывшими иностранными активами управляют на разных условиях. Это может быть номинальное владение или же полноценный новый собственник, с которым нужно вести переговоры на рыночных условиях, рассказывает Глеб Базурин, старший юрист VK Partners По неподтвержденным данным, сеть кофеен Starbucks готова выкупить точки у новых владельцев за $270 млн (почти 24 млрд руб.). Это в десять раз больше суммы, за которую продали активы в 2022-м. 

Многие иностранные инвесторы спешили уйти с рынка, и у них не было времени и желания на длительное ожидание и согласование опциона с правительственной комиссией. В ряде случаев иностранные инвесторы хотели продемонстрировать своим акционерам, что они полностью ушли с российского рынка, оборвав какие-либо связи. Тогда включение опциона не соответствовало бы этой концепции.

Александр Рудяков, старший партнер VERBA LEGAL

На структуру сделок уходящих брендов сильно повлиял период, в который их заключали, объясняет Наталья Кузнецова, партнер, руководитель Корпоративной практики O2 Consulting (О2 Консалтинг) :

  • На первом этапе можно было продать активы без разрешения правительственной комиссии. Многие продавцы старались оставить себе юридическую возможность выкупить активы обратно либо через прямые юридические механизмы (опционы на обратный выкуп), либо через доверенных лиц и с помощью договоренностей. Например, в начале июня 2022 года McDonald’s продал бизнес за символическую плату, но в сделке предусмотрел право выкупа в течение 15 лет.
  • Тем, кто не успел продать бизнес до осени 2022-го, пришлось получать разрешение от правкомисии (указы № 618 и № 737). Сергей Будылин, советник Бартолиус , добавил, что тогда же при продаже бизнеса обязали делать скидку в размере не менее 50% от рыночной стоимости активов. Еще ввели «добровольный взнос» в размере 10% от стоимости активов. Впоследствии размер обязательной скидки повысили до 60%, а «добровольного взноса» — до 35%. 
  • В июле 2023-го правительственная комиссия своим решением ограничила максимальный срок опциона — не более двух лет. 
  • Часть выходящих иностранцев попыталась использовать дополнительные инструменты для возврата. Например, компании с сильными брендами предусматривали ограничения через опционы на использование торговой марки. Иными словами, объясняет Кузнецова, через такие инструменты они сохраняли за собой возможность «принуждения» к будущим сделкам на обратную продажу. 

Иностранцам с опционами на обратный выкуп бизнеса в любом случае придется снова получать разрешение правкомиссии на возврат, заключает Кузнецова. Без него ни нотариусы, ни регистраторы не проведут необходимые регистрационные действия. 

ФАКТ
Концерн Heineken в 2023 году продал семь пивоваренных заводов в России за €1 без условия о возможности обратного выкупа

В качестве альтернативы опциону встречались меморандумы о намерениях, дополнил Александр Рудяков, старший партнер VERBA LEGAL В них общими фразами описывали возможное сотрудничество сторон в отношении актива на случай, если продающий инвестор вернется. В таких документах прямо предусматривали, что они не считаются юридически обязывающими, отметил Рудяков.

Какие еще проблемы могут возникнуть

Главным препятствием для возврата брендов остаются действующие санкции. Сейчас под западными ограничениями находятся многие российские физические и юридические лица и целые сектора экономики РФ, говорит Будылин. Если вести бизнес в России, невозможно не взаимодействовать с подсанкционными лицами. В таких условиях тяжело обеспечить санкционный комплаенс. Между тем ответственность на Западе, в том числе уголовную, за несоблюдение санкций никто пока не отменял, напоминает юрист. 

Будет трудно вернуться бизнесу, у которого были серьезные активы в РФ, например производственные мощности или складская недвижимость. Тем брендам, что просто ввозили в Россию свои товары зарубежного производства, намного проще. Они смогут опять открыть представительство и перезаключить контракты.

Сергей Будылин, советник Бартолиус

Некоторые сложности составит вопрос интеллектуальной собственности. Михаил Чугунов, адвокат, советник ЮСТ , напомнил, что в России по-прежнему действует перечень, утвержденный приказом Минпромторга № 2701 (в нем указаны товары, в отношении которых допускается параллельный импорт). При этом он достаточно подвижен: очередные изменения и дополнения вступят в силу в марте и мае. Правообладателям, которые хотят вернуться, придется учитывать, не включены ли в список их обозначения, сказал Чугунов.

До изменения перечня придется смириться с тем, что на российском рынке возможна конкуренция не только с продукцией иных правообладателей, но и с собственной, ввезенной в рамках параллельного импорта.

Михаил Чугунов, адвокат, советник ЮСТ

Закон по-прежнему защищает исключительные права, а административные и судебные органы стоят на страже законных интересов правообладателей независимо от страны происхождения, делится Юлия Ярных партнер Semenov & Pevzner

Верховный суд выпустил обзор о товарных знаках

Она вспоминает, что основные советы, которые давали юристы правообладателям в 2022 году, — не допускать досрочного аннулирования товарных знаков из-за их неиспользования, своевременно продлевать регистрации, подавать страховочные заявки. Это было нужно, чтобы при попытках недобросовестных предпринимателей досрочно аннулировать товарные знаки, бренд компаний оставался защищен, объяснила Ярных. В этом плане сложности связаны с переводами денег в адрес таких иностранных правообладателей: средства перечисляли только через специальные счета, дополнил Никита Айрапетов, юрист практики интеллектуальной собственности LEVEL Legal Services

Компании, которые покинули Россию, не продлили срок действия товарных знаков и не сохранили присутствие на рынке, рискуют больше всего, говорит Василий Зуев, руководитель практики интеллектуальной собственности Интеллектуальный капитал Они, вероятно, потеряют охрану своих знаков в России из-за неиспользования или истечения срока охраны, напоминает он.

Действительно, иностранные бренды уже могут быть «размыты» в РФ, потому что российские компании или патентные тролли зарегистрировали похожие знаки, соглашается Максим Али, партнер Comply Поэтому если у компании уже были знаки, то ей логично проверить, каков их статус и есть ли риски прекращения из-за неиспользования. Не будет лишним провести поиски по товарным знакам, чтобы успеть оспорить чужие заявки и регистрации — здесь сроки тоже конечны. Важно наладить борьбу с контрафактом через таможенный реестр объектов ИС, обращение в суды и полицию.

Для иностранной компании, которой три года не было на российском рынке, ситуация напоминает заросший сорняками огород. Да, его можно очистить от лишнего, но для этого нужно приложить усилия, и это займет время.

Максим Али, партнер Comply

Другая проблема для возвращающихся иностранных компаний — повышение налогов. Чугунов обратил внимание, что ФЗ № 598-ФЗ приостановил действие большой группы международных соглашений РФ об избежании двойного налогообложения (СИДН), заключенных ранее с недружественными государствами. Адвокат отмечает, что многие из приостановленных СИДН содержали специальные правила регулирования налогообложения, касающиеся коммерческой деятельности (например, там фиксировали предельные суммы налогов). Приостановление действия СИДН повлечет значительное увеличение налоговых издержек, предупреждает Чугунов.

На практике есть еще одна проблема — национализация бизнеса в РФ. Будылин напомнил об известном кейсе складской компании Raven Russia. Ее в 2022 году продали российскому менеджменту с опционом на обратный выкуп. В 2024 году прокуратура подала иск, чтобы истребовать эти активы, а в 2025-м склады изъяли у компании и передали Росимуществу. Так что опционное соглашение вряд ли поможет бывшим собственникам получить свои склады назад, замечает юрист. 

Отдельный вопрос касается того, как будут возвращаться иностранцы, чей бизнес сейчас находится в руках не частных лиц, а государства. Например, в 2022-м долю в АвтоВАЗ Renault передал «Научно-исследовательскому центру по испытаниям и доводке автомототехники НАМИ», подведомственному Минпромторгу, а завод «Рено Россия» в Москве перешел в собственность государства. В течение шести лет концерн имеет право на обратный выкуп, возможные инвестиции в бизнес за это время «учтут в стоимости», уточняет Будылин. На его взгляд, это не совсем выкуп по рыночной стоимости. Судя по формулировке, рассуждает эксперт, нужно будет лишь компенсировать государству суммы инвестиций.

Какие прогнозы

Многие иностранные компании покинули Россию не из-за запрета вести бизнес, считает Дмитрий Позин, партнер корпоративной практики Stonebridge Legal Зачастую это было коммерческое решение, продиктованное геополитической обстановкой. По этой причине юрист не ожидает, что отмена тех или иных санкций автоматически вернет иностранный бизнес в Россию: многое будет зависеть от уникальности товаров или услуг, предлагаемых возвращающимся иностранцем. 

Кузнецова думает, что, скорее всего, возвращение «недружественных» иностранцев в Россию будет происходить не так быстро. До отмены и ослабления санкций против России многие зарубежные компании будут вынуждены их соблюдать, разъясняет она. Российские контрсанкции же предполагают индивидуальное рассмотрение каждой конкретной сделки возврата.

Могут появиться и финансовые ограничения, например взнос в федеральный бюджет для обратных сделок, ограничения на вывод средств и дивидендов из России, обязательства по инвестированию в стране как KPI и условия, на которых будут выдавать разрешения на сделки по возврату.

Наталья Кузнецова, партнер, руководитель Корпоративной практики O2 Consulting (О2 Консалтинг)

Нельзя исключать, что из-за желания иностранцев вернуться в РФ контрсанкционные меры смягчат, считает Базурин, но полная отмена и исключение контроля со стороны государства маловероятно.