ПРАВО.ru

Российский бизнес в Китае: кто и зачем идет на Восток

Российский бизнес в Китае: кто и зачем идет на Восток
Раньше с КНР работали только крупные госкомпании из России, но после 2022 года этой юрисдикцией заинтересовались фирмы из разных сфер — от энергетики до электроники. Юристы предупреждают о сложностях работы на восточном рынке. Деятельность иностранных организаций там строго урегулирована: есть жесткие требования к регистрации, лицензированию и ведению бизнеса. Для трансграничных переводов необходимо получать одобрение регулирующих органов, что затрудняет вывод прибыли. Еще один риск — кража товарных знаков и патентов.

Исторически интересный рынок

Отечественные компании начали активно осваивать рынок Китая еще с конца XX века. Так, в 1998 году появился Российско-китайский центр торгово-экономического сотрудничества, содействующий участникам внешнеэкономической деятельности двух стран. Долгое время особый интерес российский бизнес проявлял именно к Гонконгу. Многие компании и их владельцы отказывались создавать структуры в материковом Китае из-за излишней зарегулированности отдельных секторов экономики (транспорт, банкинг, золотодобыча, нефтедобыча). Гонконг же активно использовали для создания торговых домов, личных структур, инвестиционных фондов и транспортных хабов, говорит Владислав Риков, партнер BGP Litigation

До 2022 года бизнес с КНР строился преимущественно по модели «Из России в Китай — энергоносители, а из Китая в Россию — товары народного потребления». 

Александра Хаустова, руководитель проектов практики корпоративного права Versus.legal

Раньше с Китаем активно работали крупные российские игроки в нефтегазовой отрасли («Газпром», «Роснефть») и металлургии («Норникель», «Северсталь»), вспоминает Александра Хаустова, руководитель проектов практики корпоративного права Versus.legal Еще было заметно присутствие компаний, занимающихся вывозом леса, добавляет Александр Зайнигабдинов, управляющий партнер пекинского офиса China Window Он говорит, что из представителей IT-отрасли можно отметить только «Лабораторию Касперского». Таким образом, нельзя сказать, что отечественный бизнес массово освоил рынок КНР.

Как изменилось отношение к юрисдикции

С 2022 года интерес к Китаю вырос. Тогда фирмам из России пришлось пересматривать логистические цепочки. Экспортные потоки переориентировали в основном на Китай и Индию, а импорт китайской высокотехнологичной продукции заменил поставки из недружественных стран, объяснил Филипп Данько, гендиректор консалтинговой компании O2Consulting. Санкции против российских авиаперевозчиков и ограничения транспортировки товаров через западные страны привели к тому, что Россия стала развивать сухопутные маршруты именно через Китай, обращает внимание Артем Елистратов, советник VERBA LEGAL

Как бизнес и юристы борются за платежи в Китай

Еще одна причина работать с КНР — кризисы расчетов. В прошлом году китайские банки ужесточили комплаенс из-за риска подпасть под вторичные санкции США. Платежи из России отказывались принимать сначала некоторые крупные банки, а потом — и региональные. Оказалось сложно перевести деньги не только напрямую из РФ, но и даже если в платежных документах фигурировали русские имена. Из-за всего этого отечественный бизнес стал обосновываться в Китае, поясняет Зайнигабдинов. Тем более что даже небольшие успехи на китайском рынке приносят российским предпринимателям значительную выгоду благодаря его масштабу, подчеркивает Чак Пэн, глава практики китайского права ККМП | Кучер Кулешов Максименко и партнеры Так, продукцию агропромышленного комплекса и косметические средства китайские потребители считают экзотикой. На рынке КНР представлены такие фирмы, как «Красный Октябрь», «Плодоимпорт» (бренд «Дядя Ваня»), Novabev Group (бренд «Белуга»), «Балтика», Natura Siberica и Splat.

После 2022 года наибольший интерес к восточной юрисдикции проявили компании из топливно-энергетического комплекса, поскольку Китай стал главным покупателем российской нефти, газа и угля, объясняет Елистратов. Автомобильная промышленность тоже оказалась в числе отраслей, где интерес к сотрудничеству с КНР вырос, а российские предприятия, которым необходимо было замещать западные технологии и оборудование, стали активно искать китайские аналоги. Компании из РФ с местными партнерами начали развивать и инфраструктурные проекты, включая постройку заводов, выделяет еще один тренд Александр Васильев, директор Группы по работе с китайскими компаниями Деловые Решения и Технологии

Присутствие российского бизнеса в Китае все же нацелено на оптимизацию собственных операций с товарами из КНР и заимствование местных технологий.

Сергей Клименко, партнер Nextons

На другое изменение в отношениях обратила внимание Елена Соловьева, партнер, руководитель Группы международного налогообложения Деловые Решения и Технологии Если раньше основным направлением сотрудничества были китайские инвестиции в Россию, то сегодня уже российские инвесторы готовы вкладываться в экономику КНР. На этом фоне вырос спрос и на юруслуги. Многие российские консалтинговые компании уже работают с китайской юрисдикцией, отмечает Хаустова. Компании из КНР, которые ведут бизнес в России, тоже нуждаются в качественном правовом сопровождении, когда речь идет о локализации и соблюдении регуляторных требований, подчеркнул Елистратов. 


Запросы клиентов, связанные с китайским рынком
  • Открытие и регистрация юридических лиц.
  • Участие в российско-китайских совместных предприятиях.
  • Покупка существующего китайского бизнеса.
  • Открытие банковских счетов и содействие в проведении платежей.
  • Разрешение споров.
  • Проверка контрактов и контрагентов.
  • Посреднические услуги в поиске необходимой продукции, организации ее поставки в Россию.

По информации юристов, опрошенных при подготовке материала

Проблемы, с которыми столкнулся бизнес

Российские компании до сих пор плохо осведомлены о китайском законодательстве, констатирует Пэн. Право КНР включает много заимствованных норм, особенно из германского права. Кроме того, оно крайне объемно из-за большого количества нормативных актов, административного законодательства и так называемого квазиправа, например кодифицированных судебных разъяснений.

Российские компании иногда недооценивают роль законодательства. Личные связи, несомненно, важны, но они не заменяют правовые нормы, которыми в Китае строго регулируют предпринимательскую деятельность.

Чак Пэн, старший юрист, глава практики китайского права ККМП | Кучер Кулешов Максименко и партнеры

Выход на китайский рынок несравним с аналогичной процедурой в России или Европе, предупреждает Елистратов. Сложно даже учредить в КНР компанию с зарубежными инвестициями. Для иностранцев действуют более строгие ограничения по сфере деятельности, а в регистрации участвуют многие госорганы. Наиболее популярная форма регистрации фирмы в КНР — WFOE (Wholly Foreign-Owned Enterprise), которая позволяющая иностранным инвесторам работать без местного партнера, рассказала Алена Дунаева, юрист Private.law Attorneys Она объяснила, что регистрация включает несколько этапов. Среди них — предварительное одобрение и получение бизнес-лицензии. Есть и пострегистрационные формальности, такие как открытие банковских счетов и аренда физического офиса. Последний пункт часто становится вызовом, но специализированные юристы уже предлагают решения в виде аренды «виртуальных» офисов через партнерские сети, говорит Дунаева.

Многие, видя скоростные поезда, роботов-полицейских и другие новые технологии, удивляются, когда узнают, что в Китае нет принципа разделения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную. Суды, как и армия, полиция и вообще вся госслужба, находятся под руководством коммунистической партии. Многие реалии требуют осознания и принятия, а шаблоны рвутся и нередко — болезненно.

Александр Зайнигабдинов, управляющий партнер пекинского офиса China Window

Но Китай все же старается идти навстречу иностранным инвесторам. В 2024 году издали решение ЦК КПК «О дальнейшем всестороннем углублении реформ для продвижения китайской модернизации». Оно расширило перечень отраслей, в которых поощряют участие инвесторов из других стран. В каталоге — руководстве отраслей для инвестирования иностранного капитала все сферы экономики делят на три категории: иностранные инвестиции поощряют; допускают с ограничениями или вовсе запрещают. 

Перед иностранными компаниями встают вопросы валютного контроля, которые затрудняют вывод прибыли. Практически все трансграничные переводы требуют одобрения регулирующих органов, что увеличивает административную нагрузку. Китайские банки все еще настороженно относятся к платежам, поступающим от российских компаний, говорит Елистратов. Ощутимой проблемой остается и кража товарных знаков, несмотря на недавнее ужесточение законодательства в этой сфере.

Так, «Балтика» обращалась в Пекинский суд по правам интеллектуальной собственности, чтобы отменить регистрацию товарного знака Kuyadom. Логотип пива под этой маркой был сходен до степени смешения с логотипами на этикетках российской компании. «Балтика» в итоге добилась отмены действия товарного знака. С похожей проблемой столкнулся и «Лукойл», когда официальный дилер компании Xiamen Sinolook Oil Co. Ltd. в КНР производил продукт, напоминающий товары компании из России. В этом случае суд тоже защитил права предприятия из РФ.

Прогнозы и советы

Несмотря на перечисленные сложности, интерес российского бизнеса к китайскому рынку продолжает расти. Вероятнее всего, эта тенденция сохранится в долгосрочной перспективе, уверен Елистратов. В существующих условиях китайский рынок становится ключевым направлением для российских компаний, которые хотят развивать международный бизнес. Очевидно, что многое в этом вопросе сильно зависит от санкционного давления, констатирует Хаустова. При этом она уверена, что случившаяся за последние годы взаимная российско-китайская экономическая экспансия никуда не денется, хотя темп ее, скорее всего, замедлится.


Советы для взаимодействия с китайским рынком
  • Учитывайте высокую степень государственного вовлечения в отношения между экономическими субъектами, особенности выстраивания партнерских связей, нюансы местной корпоративной культуры и этикета.
  • Учитесь понимать специфику деловых переговоров. Взаимоотношения с партнерами в Китае строятся на принципах долгосрочного доверия, а юридическая составляющая не всегда первостепенна, предупреждает Елистратов. То есть для успешной работы надо уделять много внимания личным контактам. По словам Дунаевой, в КНР успех решения юридических задач зависит от знания протокола неформального поддержания отношений («гуаньси»). 
  • Нанимайте «амбассадоров» со знанием языков и опытом работы в Китае, которые помогут повысить лояльность партнеров.
  • Готовьтесь к тому, что местные конкуренты постараются скопировать ваш популярный уникальный продукт и выдавить вас с рынка. 
  • Поэтому заранее регистрируйте товарные знаки и оформляйте патенты.
  • Изучайте правила валютного контроля и финансового регулирования. В Китае жесткие требования к движению капитала. Поэтому стоит проработать структуру платежей, оптимизировать налоговые обязательства и выбрать надежные финансовые инструменты для работы там, советует Елистратов.
  • Заручитесь поддержкой государственных структур Китая и найдите сильного китайского партнера.