Владелица "Мерседеса" из Мурманска обратилась за гарантийным ремонтом в ближайший автосервис, который нашелся в Норвегии. Там машину чинили 67 дней, но когда женщина на этих основаниях решила расторгнуть договор купли-продажи, сделать этого не удалось. Продавец и суды сочли, что ремонт за границей под российское законодательство о защите прав потребителей не попадает. ВС отправил дело на новое рассмотрение. В этот раз в Мурманском облсуде обращение в сервис, указанный на официальном сайте Daimler AG, сочли законным, договор расторгли и деньги постановили вернуть.
В 3,45 млн руб. обошелся Ирине Николаевой автомобиль "Mercedes-Benz GL350 CDI 4Matic". Договор купли-продажи с "дочкой" немецкого концерна Daimler AG – ЗАО "Мерседес-Бенц РУС" был заключен 22 апреля 2011 года, а уже в октябре иномарка впервые сломалась – из строя вышел замок зажигания. Отремонтировать автомобиль в Мурманске не представлялось возможным, и его на эвакуаторе за счет дилера отправили за 1300 км – в ближайший сервисный центр ООО "Олимп" в Санкт-Петербурге.
Если учесть время на дорогу, Николаева не могла пользоваться авто почти месяц: с 13 по 16 октября машину везли в сервис, до 11 ноября чинили, с 11 по 14 ноября автовладелица добиралась из Мурманска до Петербурга. В следующий раз недостаток дал о себе знать в июне 2012-го. В этот раз продавец транспортировку машины в сервис оплатить отказался. И женщина решила найти сервисный центр поближе, и обнаружила такой в Норвегии, зато всего в 300 км от родного города. Там машину отремонтировали за 18 дней, но и на этом дело не кончилось, в марте 2013 года "полетела" подвеска, и Николаевой снова пришлось обращаться за "заграничным ремонтом", который в этот раз продлился 49 дней.
В июле того же года "Мерседесу" снова потребовался ремонт – стал барахлить передний амортизатор. В этот раз хозяйка не стала обращаться в сервис, и направила в ЗАО "Мерседес-Бенц РУС" сначала одну (от 15 мая), а затем и вторую (от 23 июля) письменную претензию с требованием расторгнуть договор купли-продажи и вернуть средства за некачественный товар. Не получив ответа, 8 октября 2013 года Николаева подала иск в Октябрьский районный суд Мурманска (дело 2-6041/2013). Вадим Сухов, глава общества защиты прав потребителей "Легион", который с самого начался взялся представлять интересы истца, в процессе упирал на то, что из-за поломок его доверительница долгое время не могла пользоваться авто: 32 дня в 2011 году, 67 – в 2012-м. Общая сумма иска, с учетом неустойки, штрафа и возмещения морального вреда, составила порядка 10,5 млн руб. Однако суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал полностью, отказавшись при этом учитывать починку автомобиля по гарантии за границей и не включив в сроки ремонта на родине время доставки машины до Санкт-Петербурга. В апреле 2014 года Мурманский облсуд согласился с решением коллег (дело 33-939/2014), подтвердив, и что сроки ремонта подсчитаны неверно, и что истец нарушила условия продажи машины, обратившись в норвежский автосервис.
Но Николаева с Суховым не сдались, и 16 декабря 2014 года Верховный суд рассмотрел (подробнее>>) кассационную жалобу владелицы постоянно ломающегося "Мерседеса". Судьи Сергей Романовский, Александр Киселев и Вячеслав Горшков отменили апелляционное определение и отправили дело на новое рассмотрение. Гражданская коллегия ВС не согласилась с доводами районного и областного судов в части сроков гарантийного ремонта, указав в определении, что согласно п. 7 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, срок доставки автомобиля в сервис и срок проезда покупателя за автомобилем являются периодом времени, в течение которого покупатель не мог использовать товар вследствие устранения его недостатков. Признал суд и то, что периоды ремонта в автосервисе в Норвегии также являются "юридически значимыми", поскольку ответчиком не оспаривается обстоятельство, что гарантия на автомобиль являлась международной и была предоставлена как на территории Российской Федерации, так и на территории иностранных государств.
В результате 18 февраля 2015 года иск снова попал на рассмотрение в Мурманский областной суд (дело №33-438/2015). Судья Алексей Захаров, основываясь все на том же п. 7 ст. 18 "потребительского" закона, признал, что в 2011 году Николаева не могла пользоваться машиной в течение 33 календарных дней, учитывая сам ремонт, срок доставки в сервис и время, необходимое ей для того, чтобы добраться из Мурманска до Санкт-Петербурга. При этом доводы ответчика о том, что с 11 по 14 ноября 2011 года автомобиль обслуживали не по гарантии, суд счел несущественными, поскольку истец не была лишена была права "просить о выполнении в течение этого периода иных работ, не связанных с заявленной неисправностью".
Спорные 67 дней ремонта в Норвегии суд также "посчитал". Когда замок зажигания снова вышел из строя, Николаева обратилась в ООО "Олимп", но там отказались оплачивать доставку машины до места ремонта. Поэтому Николаева обратилась в ближайший авторизованный центр, указанный на сайте www.daimler.com, ссылка на который имеется в сервисной книжке авто.
Таким образом оба "ремонтных периода" и в 2011-м, и в 2012 годах попали под п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей, в которой указано, что покупатель может требовать расторжения договора купли-продажи при невозможности пользоваться товаром из-за того, что в течение каждого года гарантийного срока время устранения выявленных недостатков занимает больше 30 дней.
На минувшей неделе облсуд опубликовал текст апелляционного определения, из которого следует, что гражданская коллегия иск Николаевой удовлетворила частично, расторгнув договор купли-продажи, взыскав с ответчика полную стоимость автомобиля, но уменьшив указанные в исковом заявлении размеры неустойки (из-за несоразмерности последствиям нарушения), штрафа, который поделили между собой истец и общественное объединение "Легион" (на тех же основания), и компенсации морального вреда. Итоговая сумма из определения суда вымарана.