ПРАВО.ru

Мурманский областной суд


Мурманский областной суд

Мурманский областной суд

Руководство

Председатель суда Седых Сергей Матвеевич
Заместитель председателя суда Маляр Алексей Александрович
Заместитель председателя суда Иванов Дмитрий Александрович
Заместитель председателя суда Устинович Светлана Егоровна

Контакты

Адрес 183039, г. Мурманск, ул. Полярные Зори, д. 15
Телефон (8152) 40-47-06 (гр.) 40-47-07 (адм.) 40-48-04 (уг.)
Сайт oblsud.mrm.sudrf.ru

История

История судебной системы Мурманской области непосредственно связана с формированием и развитием Российского государства.

С установлением советской власти были подписаны декреты о создании новых органов суда. Их статус был закреплен в июле 1918 года в первой советской Конституции и в Декрете о создании новых органов суда. А 26 февраля 1922 года по решению Мурманского губернского совещания судебных деятелей советской юстиции был организован Совет народных судей - высший судебный орган на территории Мурманской губернии. Эта дата и считается днем рождения Мурманского областного суда.

Функции вновь созданной третьей власти ограничивались рассмотрением кассационных или частных жалоб на приговоры, решения и действия народных судов.

В конце 1927 года в связи с образованием Мурманского округа суд реорганизован в Мурманский окружной суд Наркомюста РСФСР, а в июне 1938 года с образованием Мурманской области получил название - Мурманский областной суд.

Здесь рассматривались уголовные дела о контрреволюционных и особо опасных пре­ступлениях против государственного управления, о хищениях социалистической собственности, об особо важных должностных и хозяйственных преступлениях, а также гражданские дела между государственными и общественными учреждениями, предприятиями и организациями.

В 1954 году к уже существующим функциям Мурманского областного суда добавилась еще одна - судебный надзор. Его органом стал президиум областного суда в составе 5 че­ловек. Он получил исключительное право пересмотра вступивших в законную силу приговоров, решений и определений народных судов и определений судебных коллегий, действующих как суды второй инстанции.

Вплоть до 1972 года судебный надзор и управление деятельностью всех российских судов осуществлял Верховный суд РСФСР. Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР функция организационного руководства в отношении судов была возложена на Минюст РСФСР. Но принятый в 1996 году Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» возложил обеспечение деятельности районных и областных судов на Судебный департамент при Верховном суде РФ.

За восемь с половиной десятилетий в устройстве, структуре и сфере деятельности областного суда произошли немалые перемены: пережиты годы правового произвола, необоснованных репрессий, сурового военного времени, восстановления страны, различных реформ и преобразований, застоя и перестройки, поворота к демократическим преобразованиям.

Со дня своего образования областной суд располагался в деревянном здании на улице Воровского. В первой половине 1970-х годов он переехал на ул. Коммуны, 18 и занимал часть 1-го этажа в жилом доме. А в декабре 1991 года во исполнение распоряжения Президента РСФСР «О неотложных мерах по улучшению работы су­дов РСФСР» областному суду было выделено здание бывшего райкома партии, расположенное по адресу: ул. Пушкинская, За, где он находится и сегодня.

Место в судебной системе

В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, находясь между районными судами и Верховным Судом РФ. При этом они являются одновременно высшими судебными органами судов общей юрисдикции соответствующих субъектов Федерации.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суды различаются между собой: это зависит от объема работы данного суда, числа подведомственных ему в процессуальном отношении районных судов. Количественный состав названных судов устанавливается Верховным Судом РФ на основе данных, предоставленных Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Выступая в качестве вышестоящей инстанции по отношению к районным судам, суды среднего звена осуществляют функцию надзора за их судебной деятельностью, т.е. пересматривать судебные акты районных судов в кассационном и в надзорном порядке. В порядке надзора эти суды могут пересматривать и вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления мировых судей. В свою очередь, деятельность судов общей юрисдикции субъектов Федерации поднадзорна Верховному Суду РФ.

Помимо выполнения функций кассационной и надзорной инстанции, суды среднего уровня выступают в качестве судов первой инстанции по целому ряду категорий дел.

В гражданском процессе суды среднего звена судебной системы РФ в качестве суда первой инстанции рассматривают гражданские дела:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы российских граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта Федерации; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта Федерации;

4) об оспаривании решений (уклонении от принятия решений) избирательных комиссий субъектов Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Федеральными законами к подсудности областных, краевых и равных им судов могут быть отнесены и другие дела (ст. 26 ГПК РФ).

В уголовном процессе суды среднего уровня в качестве суда первой инстанции рассматривают следующие уголовные дела:

1) любые уголовные дела, подсудные нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

2) уголовные дела о преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью третьей, 131 частью третьей, 205, 206 частями второй — четвертой, 208 частью первой, 209 — 211, 212 частью первой, 227, 263 частью третьей, 267 частью третьей, 269 частью третьей, 275 — 279, 281, 290 частями третьей и четвертой, 294 — 302, 303 частями второй и третьей, 304, 305, 317, 321 частью третьей, 322 частью второй, 353 — 358, 359 частями первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.

3) уголовные дела, в материалах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну (статья 31 УПК РФ).