ПРАВО.ru
Репортаж
19 сентября 2012, 23:16

Нотариусы решили порадеть за народ

Нотариусы решили порадеть за народ
Фото с сайта www.bashminjust.ru

"Компромиссный" свод поправок в принятый в первом чтении "новый Гражданский кодекс" подвергся первому публичному обсуждению — на заседании Ассоциации юристов России в формате "Открытого правительства". И сразу же выяснилось, что новая роль нотариата не нравится никому — нотариусам она узка, а все остальные ее опасаются даже в ограниченном виде.

В понедельник профильный думский комитет опубликовал подготовленный ко второму чтению проект поправок в ГК, который Дмитрий Медведев предложил законодателям в апреле 2012 года — на излете своего президентского срока. Одобренные предложения представителей заинтересованных ведомств, депутатов, сенаторов и других формальных и неформальных участников законотворческого процесса сведены в единый документ объемом 818 страниц.

Глава профильного думского комитета Павел Крашенинников назвал новый ГК "самым, наверное, главным законом, который принимает Дума 6-го созыва", сообщил, что к внесенному документу поступило более 2000 поправок, и отчитался, что "более половины" были учтены "в том или ином виде". Его коллега по подготовке законопроекта ко второму чтению — завкафедрой гражданского права юрфака МГУ Евгений Суханов — был критичен: ему справедливо не нравилось, что "основная критика" к документу стала поступать лишь после того, как он был внесен в Госдуму, хотя работа над ним продолжалась с 2008 года.

Крашенинников лаконично охарактеризовал изменения, который законопроект претерпел за последние пару месяцев, упомянув, в частности, изъятие из текста законопроекта статьи "аффилированность", а затем перешел к новеллам для нотариата, как будто бы предполагая, что они вызовут повышенный интерес у собравшихся. Он напомнил, что по сравнению с первоначальной редакцией документа, где обязательность нотариальной формы оформления распространялась на все сделки с недвижимостью, подлежащие госрегистрации, теперь предлагается установить ее только для тех операций, где одной из сторон является физическое лицо.

Объяснил он это "очевидными вещами". "У юрлиц есть руководители, есть бухгалтер, предполагается, что есть юрист. Они [юрлица] более защищены", — сказал Крашенинников, физлиц назвал "самыми незащищенными", а затем пообещал "многоступенчатый" ввод в действие "нового ГК", в результате которого нотариальное заверение сделок с недвижимостью станет обязательным только после вступления в силу нового закона о нотариате и нотариальной деятельности и изменений в законодательство о тарифах.

А затем начался жесткий обмен мнениями, который наглядно продемонстрировал, что представления о "компромиссности" законопроекта весьма далеки от реальности. Сначала президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин сообщил, что его коллеги по бизнес-сообществу из "Опоры", Торгово-промышленной палаты, "Деловой России" хотели бы оставить этот вопрос для дальнейшего обсуждения, в том числе применительно и к гражданам. "Одно дело право нотариального заверения, другое дело – обязанность. Пока мы не знаем окончательных контуров нового закона о нотариате и ставок тарифов, трудно давать согласие. Хотелось бы в комплексе рассматривать", — сказал он. Поддержали его представители рабочей группы по созданию в России так называемого "Международного финансового центра" — они высказались за то, чтобы сделать "нотариальное оформление сделок с недвижимостью не обязательным, а опциональным".

А президент Федеральной нотариальной палаты РФ Мария Сазонова ожидаемо высказалась в поддержку этих законоположений (рынок нотариальных услуг вырастет), да еще и решила их покритиковать за слишком узкий перечень сделок, подлежащих нотариальному оформлению, предварительно заметив, что сегодняшний российский рынок "полукриминален" и "непрозрачен".

- Конечно, мне представляется позиция сохранить сделки, где одной из сторон является гражданин, объективной, справедливой, но не до конца, — заявила она и обозначила претензии на большую сферу ответственности: — Я согласна с Павлом Владимировичем [Крашенинниковым], что у крупного бизнеса есть юридические службы, есть хороший аппарат, есть финансовая и юридическая возможность обращения в суд. Но мы в нашей стране, мне кажется, должны ориентироваться на мелкий и средний бизнес.

По мнению Сазоновой, в случае введения новых требований к сделкам с участием граждан с одновременным "выбрасыванием нотариата из сферы корпоративного права" будет нарушен "принцип правовой защиты". "Мы тогда не обеспечим 100-процентной достоверности государственных реестров", — пояснила она.

Не обошлось выступление президента ФНПР и без критики Росреестра, который среди прочего занимается госрегистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сазонова напомнила, что регистраторы по закону не обязаны иметь высшее юридическое образование, упомянула про нехватку кадров на местах, а также поставила под сомнение возможность регистраторов возместить гражданину причиненный ущерб. В противовес она напомнила про индивидуальное и коллективное страхование ответственности нотариусов. "Практика показала, что мы гарантируем [возмещение] на всю сумму ущерба, который [человек] понес по вине нотариуса. Регистраторы говорят, что тоже могут, но в пределах миллиона. Разница есть? — повысила голос она. — Мы сегодня говорим не о лоббировании нотариата… Я, как человек старой формации, говорю об интересе общества, государства"

В свою очередь, глава Общественного совета Росреестра Олег Скуфинский категорически не согласился ни с оставшимися в проекте ГК нормами, касающимися нотариата, ни с Сазоновой. Аргументируя свое предложение сделать нотариальное заверение сделок добровольным, он сослался на крайне низкое количество обращений к нотариусам в подобных случаях, а также упомянул криминальные сделки, проворачиваемые "черными нотариусами". По его словам, подразделения Росреестра вполне справляются со своими обязанностями, и вмешивать в этот процесс нотариат не следует.

Сазоновой, конечно, невозможно было отрицать существование "черных нотариусов", но на возражения относительно возможностей Росреестра она ответил весьма эмоционально. Она напомнила про существующие проблемы в этом ведомстве, заявив, что "ситуация с очередями в органы госрегистрации достаточно тяжела", но при этом "все госслужбы идут на контакт с нотариатом в части установления электронного взаимодействия, а Росреестр не идет".  Причина тому, по мнению президента ФНПР, в том, что это ведомство "не хочет отдавать кусок хлеба". "Мы ведь знаем, что у нас в трех четвертях субъектов [федерации есть] ситуация, когда Росреестр не регистрирует нотариально удостоверенную сделку. А говорит – вы в простой письменной форме сделайте, а мы вам ее зарегистрируем", — сказала она, а затем весьма своеобразно подытожила суть расхождений: — Вы отстаиваете интересы регистраторов, а я все-таки за народ".

Крашенинников, выслушав все это, пообещал, что дискуссии по спорным вопросы продолжатся, но при этом "документ будет принят в осеннюю сессию". У многих это вызвало улыбки.