Как известно, государственный суверенитет Республик Абхазия и Южная Осетия признали пока лишь Россия, Никарагуа и Венесуэла. О своем намерении последовать их примеру заявила и Белоруссия. А что же другие страны? Понятно, пока все перевешивают политические аргументы. Но давайте сделаем гипотетическое предположение, что они вдруг исчезли, и остались только юридические аспекты этой проблемы. Как происходит признание государственного суверенитета, есть ли у стран мира юридические основания считать Абхазию и Южную Осетию самостоятельными государствами?
Каждая страна по-своему определяет, что такое государство…
Что же это такое - государство? Это общее понятие, которое, как принято в юриспруденции, конкретизируется нормами конкретных государств. Например, существует общее понятие преступления. Но в праве каждой страны определения преступления несколько различаются, имеют свою специфику. Поэтому говорить о том, что во всем мире под преступлением подразумевают всегда одно и тоже, нельзя. Это же относится и к понятию государства. В каждой стране его формулировки индивидуальны.
Существуют общие признаки государства
Несмотря на все различия в подходах и определениях, есть все же очевидные для всех стран признаки такого общего понятия, как государство. Это территория, границы которой можно четко установить; свой профессиональный аппарат служащих, которые осуществляют суверенную власть; правовая и налоговая системы; суверенитет. Словом, все то, что позволяет существовать стране самостоятельно и автономно, функционировать, как полноценной социальной и политической системе. Если территория, населенная людьми и даже, выражаясь официальным языком, контролируемая повстанческим правительством, обладает всеми указанными выше характеристиками, то она может быть признана государством. И это несмотря на то, что юридического международного признания эта территория не имеет.
Республики Абхазию и Осетию можно считать государствами
Такое утверждение следует из того, что сказано выше. Ведь и в Абхазии, и в Осетии есть свое правительство, четко обозначенная территория, правовая и налоговая системы…Они давно уже функционируют автономно. Более того, когда шла гражданская война начала XX века, на территории России существовало не одно территориальное образование, населенное людьми и обладающее всеми описанными выше признаками государства.
Две категории государств
Эти категории условны, существуют лишь в теории. Первая те государства, которые де юре признаны международным сообществом. Причем о признании уже можно говорить, если государство считается таковым хотя бы одним или двумя другими странами. Вторая категория государства, не признанные международным сообществом, но по сути являющиеся таковыми де факто. Такое теоретическое деление можно применять и к правовой системе, существующей в государствах.
Что важнее юридическое или фактическое признание? Берусь утверждать, что фактическое признание обязательный признак государства как общего понятия правовой науки. Ведь фактическое признание возможно только в том случае, если есть такие важные и основополагающие признаки как территория, население, суверенитет, профессиональный аппарат служащих, составляющих власть, система права и налогов. Если все это есть у населенной территории, контролируемой мятежным правительством, то любая такая территория может быть фактически признана государством. Осознавая реальность такого признания и возможные последствия, большинство стран проводят даже военные действия против так называемых сепаратистов, отстаивающих политическую независимость какой-либо обособившейся территории.
Юристы вправе изучать государства, не признанные де юре
Издавна политологи и юристы исследовали не только государства, имеющие юридическое признание всех членов межгосударственного сообщества или их большинства, но и суверенных политических образований, которые не получили такого признания. Например, Г. Кельзен тщательно проанализировал пиратские государства Северной Африки в "Чистой теории права" (Kelsen H. The Pure Theory of Law. Berkeley: University of California. Press, 1970. P. 48.). А Г. Харт (Hart H.L.A. The Concept of Law. Oxford: Clarendon Press, 1961. P. 115.) внимательно изучал повстанческие правительства, когда описывал феномен правовой патологии в "Концепции права".
Таким образом, суверенные политические образования, которые имеют фактическое признание, всегда были и будут предметом юриспруденции. А вся аргументация, приведенная выше, позволяет именовать их государствами. Конечно, такой подход может быть принят лишь как теоретическое правило юриспруденции как науки. Он не должен умалять права каждой конкретной страны самостоятельно решать, признавать или не признавать суверенным государством то или иное обособленное территориальное образование.
Автор: Сергей Дробышевский, доктор юридических наук, заведующий кафедрой истории государства и права Сибирского федерального университета