ПРАВО.ru
Новости
25 ноября 2009, 15:39

Медведев: "Судье психологически сложно вынести оправдательный приговор"

Медведев: "Судье психологически сложно вынести оправдательный приговор"
Медведев: "Я позвоню Председателю Верховного Суда... Мне самому стало интересно" Фото ИТАР-ТАСС

Как ранее сообщало "Право.Ru", независимость судей и реформа судебной системы были одной из основных тем на встрече в понедельник Президента РФ Дмитрия Медедева с Советом по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

В частности, на встрече председатель региональной общественной организации "Независимый экспертно-правовой совет" Мара Полякова привела данные статистики по оправдательным приговорам, которые вызвали сомнения у президента, однако побудили его высказаться по данной проблеме.

Ниже следует стенограмма этой части встречи, предоставленная пресс-службой главы государства:

"М.ПОЛЯКОВА: Мы горячо поддерживаем курс на проведение судебной реформы. И важным шагом, очень важным шагом стала отмена трехлетнего срока для начинающих судей, служившего фактически фильтром для отбора наиболее послушных из них. В решении вопроса о независимости судей – это очень важная новация. Обнадеживает и заявление о создании апелляционных судов. О необходимости этих новаций мы говорили на предыдущих встречах. Очень отрадно, что наше предложение тоже продвигается.

Вместе с тем представляется, что этих мер недостаточно. Мы поддерживаем Вашу позицию о том, что надо суды не только ругать, но надо их и поддерживать. И мы поддерживаем всякие инициативы, которые возникают в этой связи. Но как специфический институт гражданского общества, осуществляющий в том числе и общественный контроль, мы видим свою задачу в поддержке судов в том, чтобы смотреть, где неблагополучно, где нет правосудия, и информировать Вас об этих проблемах и предлагать наши решения, наши предложения по этому поводу, предложения, которые могли бы содействовать тому, чтобы суд занял соответствующее ему место и чтобы достойное место занимали судьи в нашем обществе.

К нам приходят люди, мы анализируем практику, мы проводим научные исследования, и есть одна очень важная нерешенная проблема – это все-таки проблема независимости судей. Нам стала известна практика, когда судей обязывают докладывать председателям, какие они собираются принимать решения по делам, и диктуют, какими они должны быть. Имеет место лишение статуса судей, пытающихся осуществлять свою деятельность независимо от указаний начальства, за отмену вынесенных ими в соответствии со своими убеждениями решений. По этой же причине судьи боятся выносить оправдательные приговоры, закрывая глаза на дефекты следствия, игнорируют доводы защиты. По данным судебного департамента, всего лишь 0,8 процента оправдательных приговоров постановляется судами, из них около 40 процентов отменяются. Как процессуалист я могу сказать, что это все при весьма невысоком качестве следствия. Правосудие в таких случаях приносится в жертву требуемой статистике. Еще больший вред причиняет требуемая статистика в органах внутренних дел. Это очень тревожная ситуация. Думается, что назрела острая необходимость менять критерии оценки их деятельности.

Влияние на независимость судей могла бы оказать и отмена назначения председателей судов. Нам представляется, что целесообразнее было бы избрание их судьями. Нам представляется, что необходимо лишать председателей судов полномочий по дисциплинарному преследованию судей. Мы уже говорили об этом. Хотелось бы также вернуться как можно быстрее к необходимости внедрения аудиозаписи судебных процессов, потому что мы нередко сталкиваемся с тем, что протоколы подгоняются под решения.

Наиболее эффективной формой судопроизводства зарекомендовали себя суды с участием присяжных заседателей. В них, по нашему мнению, в большей степени реализуются принципы справедливости, состязательности. Они предъявляют наиболее высокие требования к качеству доказательств. Однако присяжными заседателями рассматривается необоснованно малое количество дел. К ним предъявляются несправедливые претензии, когда они выносят оправдательные вердикты. Как правило, оправдательные вердикты свидетельствуют о некачественной работе органов следствия. В этой связи предъявлять претензии к присяжным – то же самое, что предъявлять претензии к ОТК за то, что они пропускают бракованную продукцию. Расширение компетенции суда присяжных способно увеличить нагрузку вышестоящих судов. В этой связи мы предлагаем по примеру зарубежных стран обусловить передачу дел в суды присяжных, когда обвиняемый отрицает свою виновность в преступлении. Мы передали по этому поводу законопроекты, Элла Александровна передаст Вам законопроекты и наши пояснения к ним. Мы очень хотели бы надеться, что будет продолжаться реализация наших предложений. Спасибо.

Д.МЕДВЕДЕВ:  Спасибо, Мара Федоровна. Я, честно говоря, единственное не понял из Вашего выступления, то ли ослышался, то ли Вы так сказали: сколько, Вы сказали, у нас оправдательных приговоров?

М.ПОЛЯКОВА: 0,8 процента.

Д.МЕДВЕДЕВ: Я думаю, что это неточная цифра. Я, конечно, проверю, просто мне самому как юристу это любопытно. Я позвоню Председателю Верховного Суда.

М.ПОЛЯКОВА: По данным судебного департамента.

Д.МЕДВЕДЕВ: У нас их, наверное, немного, но другие цифры назывались, не 0,8 процента. Я проверю просто, мне самому стало интересно. Потому что это на самом деле очень важный индикатор отношения самих судей к своим обязанностям. Ведь в чем еще проблема? Она иногда психологическая. Оправдательный приговор – это, по сути, противопоставление позиции суда позиции следствия. И на это судье зачастую пойти довольно сложно. Я не говорю о каких-то там случаях просто преступного влияния на судью, а просто по психологическим, даже по профессиональным, если хотите, по корпоративным соображениям. Поэтому это очень важный индикатор. Но эта цифра, мне кажется, неточная. Я обязательно проверю, потом Вам расскажу о том, что мне удалось найти.

В отношении некоторых предложений, которые Вы делаете. Я думаю, что мы продолжим по ним работу, в том числе, если говорить об использовании технических средств, средств фиксации, таких, как аудиозаписи судебных процессов, вообще-то это, мне кажется, уже назрело, потому как, понятно, это создаст определенные сложности для самих судей, но не должно быть разрыва между тем, что реально происходит в процессе судоговорения и последующей фиксацией этого уже в протоколах и других источниках, которые имеют процессуальное значение. Мы кое-что сделали за последнее время, спасибо за положительную оценку.

По поводу расширения компетенции суда присяжных – эта тема довольно сложная, я сейчас не буду открывать по этому вопросу полемику. Я считаю, что мы в какой-то ситуации несколько увлеклись, избыточно расширив компетенцию суда присяжных, просто потому что в большинстве стран суд присяжных не имеет такой компетенции, как в нашей стране. Это не значит, что нам нужно ее сейчас обязательно сворачивать, нет, но просто мы должны к этому институту относиться максимально внимательно, потому что он очень тонкий, и его настройку нужно вести очень аккуратно. Но это тема, может быть, для отдельного разговора, в том числе в этой компании."