ПРАВО.ru
Интерправо
28 мая 2010, 15:27

Мэр Афин: "Кризис в Греции – дело рук США. Туристы вне опасности"

<B>Мэр Афин: "Кризис в Греции – дело рук США. Туристы вне опасности"</B>
Мэр Афин Никитас Какламанис (Nikitas Kaklamanis) был откровенен и искренен в беседе с Право.Ru и другими российскими журналистами Фото Право.Ru

Главный редактор Право.Ru Леонид Мазурик в составе пула журналистов побывал на встрече с мэром Афин Никитасом Какламанисом. Из первых уст удалось получить информацию о кризисе в Греции, о том, насколько масштабны выступления демонстрантов и нанесенный ими ущерб, что сейчас предпринимают власти страны, чтобы исправить ситуацию, и столкнутся ли туристы с какими-либо проблемами в Греции.

Поразили смелость и откровенность мэра в суждениях, особенно про причины кризиса, и подкупающе искренние высказывания о близости русских и греков и общности их интересов. Ниже вы можете прочитать все, что рассказал Никитас Какламатис.

- Из-за чего Греция оказалась в числе наиболее проблемных в финансовом плане стран?

- Конечно, есть внутренние проблемы управления и контроля. Но они есть в любой стране. Дело не только в них. Сейчас я уверен:  кризис спровоцировали США. Это атака доллара на евро.

- В чем конкретно это выражается?

- Посмотрите, как все было. По сути кризис сделали три рейтинговых агентства США (вероятно, имеются в виду Standart&Poor"s, Moody"s и Fitch, они снизили в рейтинге стран оценку кредитной надежности Греции с А- до ВВВ+ с негативным прогнозом — прим. редакции) и три американских газеты. Причем, в газетах информация о снижении оценки Греции появилась за два дня до того, как агентства собственно опубликовали сам рейтинг.  Как такое возможно?   Если посмотреть, кто является владельцами газет и этих рейтинговых агентств, вся становится ясно…

- Иначе говоря, в Греции на самом деле все не так плохо…

- Да. В Англии и Испании, например, дефицит бюджета в два раза выше. В Италии больше показатели безработицы. Но им оценку в рейтинге не снижают. Просто выбрали маленькую страну — Грецию, чтобы через нее нанести удар по всей Европе.

Ведь  снижение индекса надежности страны — это не просто нечто эфемерное. Это оборачивается экономическими неприятностями, которые обостряют проблемы, имеющиеся в стране. В частности, после публикации рейтинга происходит отток инвесторов из местных банков, ускоряется падение гособлигаций…

- Что предпринимается, чтобы исправить положение?

- Мы получим помощь от Евросоюза. Но должны будем соблюдать условия. Например, сократить  расходы бюджета. Государство  уже урезало финансирование госучреждений на 30%. Реформируется самоуправление. Я — президент ассоциации муниципалитетов, и не понаслышке знаю, что происходит.  В Греции сейчас  1000 муниципалитетов, но они будут частично сокращены, частично объединены. В итоге останется  325. Это тоже позволит сократить расходы бюджета.

- Известно, что ради пополнения бюджета Правительство Греции  стремится повысить собираемость налогов.  В частности, совсем недавно НДС в Греции увеличен с 18 до 21%. Но с другой стороны, известно, что и раньше налоги, скажем, на доходы, плохо уплачивались из-за дифференцированной ставки. Получалось:  чем выше доходы, тем невыгоднее с них уплачивать налог, так как его ставка доходит до 45%. В России тоже были проблемы с НДФЛ. Но они исчезли, как только была введена единая ставка в 13%, независимо от уровня доходов…

- Понимаете, проблема в том, чтобы эта ставка была одинаковой для всех и реально применялась бы. Сейчас  мы пытаемся выявить тех, кто не платит налоги. Это в первую очередь крупные бизнесмены. Их доходы велики, а потому и недоплата налогов (если эти доходы скрываются) существенна.

Но в то же время мы понимаем, что налоговая политика должна быть грамотной и гибкой, чтобы не душить бизнес. Например, для привлечения иностранных инвесторов необходимо предусмотреть освобождение от уплаты налогов на какой-то срок. Скажем, на первые 3-5 лет.  Это сделает Грецию привлекательной для иностранных бизнесменов. Скажем, ваш  олигарх Абрамович не станет вкладывать деньги в нашу страну,  если  налоги будут слишком высокими.  Но если он получит освобождение от них, то  развивать бизнес в Греции ему, возможно, станет интересно.

- То есть вы не исключаете, что Россия может реально участвовать в развитии бизнеса в Греции и таким образом способствовать ее восстановлению

- Конечно, это уже происходит.  Не так давно премьер-министр России Владимир Путин подписал с президентами Болгарии и Греции договоренности в области энергетики. Они выгодны всем странам-участницам. Хотя эти договоренности не всем понравились в Евросоюзе. Но я убежден: каждая страна должна исходить из своих интересов. Свой вклад в экономику Греции ваши сограждане делают и тогда, когда приезжают к нам в качестве туристов.

- Но в прессе появляются сообщения об оттоке туристов, так как они опасаются беспорядков в Греции

- Размер этих беспорядков сильно преувеличен. Если такие беспорядки и происходят, то только  в Афинах, вдали от основных курортных зон. Но и в Афинах все не так страшно,  как пишут многие СМИ.

В отличие от волнений в предыдущие годы, в сегодняшних демонстрациях участвует лишь определенная прослойка общества — госслужащие, наиболее сильно пострадавшие из-за политики по экономии средств.  Масштабы волнений небольшие.

В любом случае туристам не стоит их бояться. Ведь волнения направлены не на них.  За все время, когда шли акции протеста, не пострадал не только ни один турист, но и не один прохожий — гражданин страны.

Афины — очень безопасный город. У нас никогда не  бывает случаев многочисленных нападений или ограблений.

Сейчас, живя в отеле, вы наверняка заметили, что они не пустуют.  На улицах встречаются туристы и из Италии, и из Германии, и из России. Работают магазины и кафе, функционирует вся инфраструктура города.  Так что  приезжайте смело.   Греки особенно трогательно относятся к россиянам.

- Чем это объясняется?

- Мы всегда принимаем вас с большим удовольствием, так как у России  и Греции общие история, культура и религия. Несмотря на то, что мы не являемся с вами соседями в территориальном смысле, у нас много общего.  Мы были вместе  в борьбе с фашизмом.

Я и парламент страны давим на Правительство, чтобы  оно упрощало выдачу виз россиянам. В частности, выдавало многоразовые визы на длительный срок. И уже есть определенные подвижки.

А вообще, я полагаю, Россия, Греция, а также страны Балкан должны создавать некое общее пространство для тесных всесторонних взаимоотношений, если хотите,  некую общую ось, вокруг которой будет все вращаться.

 Такой союз особенно важен сейчас, когда  можно говорить о своеобразной атаке мусульманского мира на православный.  Мы, конечно, не имеем ничего против мусульманской веры, ведь каждый выбирает то вероисповедание, которое хочет.  Мы уважаем этот выбор. Но и свою религию надо сохранять  и защищать.

Я пытался внести лепту в это дело, когда еще был депутатом Европарламента, 15 лет назад.  Тогда Европа вела переговоры с Турцией о подписании с ней таможенного договора. Но я сказал: если Европа хочет быть крепкой и иметь будущее, она должна налаживать связи и подписывать договор с Россией.  Европа нуждается в России и наоборот.

Правда, тогда мое предложение не набрало большинства голосов.  Но я по-прежнему считаю, что Европе без России нельзя.  Только Россия способна, в частности, сделать Европу по-настоящему мощной в военном плане и независимой от других крупных государств…

 - А насколько активно греки ездят в Россию?

- Лично я всегда предлагаю грекам, которые собираются за границу, поехать в Россию. У вас тоже есть  что посмотреть. Не так давно я был в Москве, встречался с мэром Юрием Лужковым. И он сказал мне, что число туристов из Греции растет. Это приятно. 

Кстати, я тоже пригласил мэра Лужкова в Афины, и он принял приглашение. Сначала намечалось, что его визит состоится в июне, но из-за личных обстоятельств поездка перенесена на сентябрь. 

Я, кстати, планирую посетить еще одно православное государство — Украину по приглашению ее президента. Там есть большая греческая община.

- Господин Какламанис, мы говорили больше о вещах государственного и межгосударственного масштаба. Но давайте вернемся к кризису в Греции и к выступлениям тех, кто против сокращения расходов и, как следствие, зарплат. От уличных выступлений все же пострадали бизнесмены — владельцы тех банков и магазинов, чьи витрины были разбиты. Вы помогаете как-то пострадавшим?

- Первое, что мы сделали — освободили магазины, пострадавшие от действий демонстрантов, от муниципального налога.

Но кроме того, я постоянно требую от Правительства,  чтобы оно более решительно пресекало действия организаторов и исполнителей беспорядков. Мы, конечно, демократическое государство. Но я думаю, что демократия — это когда каждый может говорить что хочет, но не делать что хочет.

- Большой ущерб нанесли демонстранты городу?

- Он составляет 600-700 тысяч евро.  Это меньше, чем во время выступлений  в 2007 году. Тогда ущерб достигал 2 миллиона евро.

- Кто компенсирует ущерб?

- Мэрия самостоятельно изыщет для этого средства. Правительство не выделяет на это денег.  Но полагаю, мы справимся, так как у мэрии есть сбережения, которые мы формировали, откладывая, при возможности, на будущее.

- Откладывать все же получалось?

- Да, мы экономили. Получали деньги из бюджета и выискивали  возможность отложить. Кроме того, в мэрию поступают  отчисления от кафе, которые выставляют свои столики и стулья на тротуарах.  Но мы сами способствуем тому, чтобы кафе (это в основном малый бизнес) могли развиваться, привлекать клиентов  и делать отчисления в бюджет мэрии.

- Как именно вы этому способствуете?

- Создаем условия. Например, делаем некоторые проезжие дороги в центре города пешеходными. Тогда кафе могут увеличить число посадочных мест. А граждане и туристы, прогуливаясь по пешеходной улице, чаще пользуются услугами кафе, и их доход возрастает. 

- Что еще вы делаете, чтобы поддержать малый бизнес?

- Это важный вопрос. Мы стараемся прежде всего устранять административные барьеры, чтобы они не сдерживали бизнес.  Сейчас открыть  предприятие в  Афинах можно за 15 дней. 

Парламент Греции разрабатывает так называемый Закон о развитии, который призван облегчить организацию и ведение бизнеса, препятствовать созданию бюрократических препон, создавать разумный благоприятный налоговый режим. Я обязательно посмотрю, насколько хорош этот закон. От него зависят доходы бюджета.

- Если говорить о бюджете Афин,  насколько велик его дефицит?

- Дефицит возник в период с 2000 по 2004 годы, когда шла подготовка к Олимпиаде. Чтобы провести ее на уровне, пришлось взять кредит в 173 миллиона евро. А с 2007 года, с момента, когда я стал мэром Афин,  мы не взяли в кредит ни одного евро. 

- И наконец, самый болезненный вопрос: наверняка, из-за кризиса и сокращения штата гослужащих пострадают некоторые граждане, оставшиеся без работы и не сумевшие ее найти. Есть ли у вас некий план поддержки таких граждан?

-  Мы сможем поддержать таких граждан  опять же благодаря тем накоплениям, которые есть у мэрии Афин. Мы организовали бесплатное питание для более чем 4000 человек -  как греков, так и иммигрантов. Открыты социальные магазины, где можно закупить товары по льготным ценам.  А в социальных аптеках  бесплатно выдают  лекарства тем, у кого нет медицинской страховки.  На центральном рынке Афин нуждающиеся могут получить бесплатно вещи — одежду и обувь.

Сейчас  мы строим гостиницу для бедных. В ней смогут проживать те, кто остался без родных и без средств к существованию.  Словом, ситуация находится под контролем, и я уверен, что уже в будущем году финансовое положение в Афинах и во всей Греции улучшится.

Приятные тенденции и сегодня есть. За последние два года в списке городов мира, где часто проводятся выездные конференции, Афины поднялись с 25-го на 15-е место. Значит, туризм в стране развивается, несмотря на раздувание информации о кризисе и беспорядках. А туризм — один из существенных источников пополнения госказны.  На его долю приходится 20% всех поступлений.