ПРАВО.ru
Интерправо
21 декабря 2010, 18:40

Страховщики намерены создать частный вооруженный флот для борьбы с пиратами

Страховщики намерены создать частный вооруженный флот для борьбы с пиратами

 

 

Группа страховых компаний во главе с Jardin Lloyd Thompson Group (JLT), предполагает создание частных "военно-морских сил" в рамках Программы эскорта конвоев для борьбы с сомалийскими пиратами, сообщает The Economist.

Предполагается, что хорошо вооруженная команда из 150 человек на патрульных катерах будет сопровождать торговые суда сквозь небезопасные воды у берегов Сомали и выводить их в Индийский океан, чтобы защитить от нападений пиратов.

Предыдущие попытки обеспечить безопасность судоходства при помощи частных охранных предприятий закончились неудачей.

Судоходные компании отказывались оплачивать не только страховые взносы, но и охрану судна. По этой причине печально известная после операции США в Ираке частная охранная компания Blackwater Worldwide отказалась от реализации подобного проекта в 2008 году. Еще одной причиной для отказа от использования подобной практики судоходными компаниями стали юридические проблемы из-за возможной гибели нападающих на суда пиратов.

Теперь страховые компании, в числе которых JLT, Ascot Underwriting and Chartis, решили, что обладают достаточными ресурсами для реализации проекта и предложили судовладельцам защиту от пиратов как бесплатне дополнение к недельному страхованию от последствий военных действий. Роль охранников судна, в свою очередь, будет состоять не в охоте на пиратов, а в защите от них. Это, по мнению страхователей, снизит возможные юридические последствия предпринимаемых мер.

В 2010 году сомалийские пираты атаковали 208 кораблей и ограбили 44 из них. Убытки судовладельцев составили в среднем 9 миллионов долларов США. На настоящий момент 567 человек удерживаются пиратами в качестве заложников.

В интервью Право.ru член научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве России профессор Александр Вылегжанин рассказал, в частности, о том, кто имеет право захвата пиратских судов. Согласно нормам международного права, право сделать это имеют право лишь военные корабли или военные летательные аппараты, а также иные суда или аппараты, уполномоченные  осуществлять захват пиратств (в том числе суда береговой охраны, полиции и т.п.).

Частновладельческие торговые  суда такого права не имеют. Однако они вправе противодействовать пиратам, в том числе и с применением оружия. Международное право не запрещает нахождение на борту торгового судна "вооруженных людей или стрелкового оружия". Полностью с интервью можно здесь.