ПРАВО.ru
Интерправо
19 августа 2011, 15:53

Юркомпании-инкубаторы при университетах - будущее отрасли?

Юркомпании-инкубаторы при университетах - будущее отрасли?
Профессор Роберт Ри (слева) и профессор Брэдли Борден

Юридические университеты часто подвергаются критике за то, что их выпускники сразу после окончания вуза оказываются не готовы к эффективной практической работе. Два профессора американских юридических школ, констатировав этот факт как следствие несовершенства принятой сегодня модели образования, предложили неожиданный выход – создать при университетах юридические компании, в которых выпускники могли бы в течение нескольких лет под руководством профессионалов со стажем приобрести опыт для дальнейшей карьеры.

Свою идею профессор юридического факультета Университета Мэриленда Роберт Ри (Robert Rhee) и профессор Бруклинской школы права Брэдли Борден (Bradley Borden) изложили в статье "The Law School Firm", опубликованной в журнале South Carolina Law Review.

Идея, как отмечают сами авторы, довольно проста, хотя и предполагает радикальные коррективы стандартов образования. Согласно их концепции, при профильном вузе целесообразно учредить юридическую компанию, которая будет независимым от вуза юридическим лицом во главе с нанятыми специалистами, специализирующимися в различных юридических практиках. Недавние выпускники смогут работать в ней фиксированное время (от трех до шести лет), получая необходимые навыки. Затем они смогут покинуть компанию, чтобы предложить свои услуги традиционной юридической фирме или открыть собственную практику. Авторы идеи сравнивают такой подход с системой, принятой в медицинском образовании, когда студенты-медики на старших курсах проходят стажировку в лечебных заведениях, а затем продожают ее после получения диплома.

Роль менторов в юркомпании при вузе призваны играть старшие юристы, которые, как пишут авторы статьи, должны быть энтузиастами своей профессии и на практике обучать вчерашних студентов ведению юридического бизнеса, завязыванию деловых связей, а также совместно с ними работать над прикладными исследованиями в юриспруденции. "Младшие юристы будут выполнять заказы клиентов, однако одновременно они будут обучаться тому, как стать успешным юристом… как налаживать контакты в юридическом сообществе и создавать свою клиентскую базу… Это поможет им в их будущей практике", — пишут авторы статьи.

В своей статье они довольно подробно описывают варианты организации работы таких юридических фирм и приводят экономическое обоснование предлагаемой реформы. Согласно их расчетам, старшие юристы в таких компаниях должны получать зарплату, сравнимую с уровнем зарплат в средних по размеру юридических компаниях. Кроме того, для старших юристов такую работу можно предлагать не в качестве постоянной деятельности, а на временной основе. Стажерам можно будет выплачивать невысокую зарплату. Таким образом, будет решена еще одна проблема – удовлетворение спроса на более дешевые юридические услуги. В то же время, поскольку, в отличие от ситуации в крупных корпорациях, на юристов не будут давить и требовать приносить компании высокую прибыль и выставлять как можно более крупные счета клиентам, поэтому старшие юристы смогут уделять время обучению стажеров.

Борден и Ри признают, что введение новой системы, если она найдет поддержку, потребует значительного пересмотра стандартов образования, и повлечет за собой многие организационные вопросы. Поэтому вначале они предлагают опробовать идею в рамках ограниченного по своему масштабу эксперимента. Пока же свою цель профессора видят в том, чтобы обратить на свою идею внимание юридического сообщества и инициировать ее обсуждение среди специалистов.

Юридическая компания при вузе не должна быть ориентирована на получение высоких прибылей, предостерегают также Борден и Ри. Однако, если компания без ущерба для целей, ради которых она создана, будет не только самоокупаться, но и приносить доход, то он может быть направлен на реализацию новых программы подготовки специалистов или возвращена в вуз.

О тенденциях в мировом юридическом образовании читайте и в других материалах "Право.Ru":

Крупнейшие зарубежные корпорации взялись за подготовку юристов 

Американские юридические школы перешли от теории к практике

Индивидуальный подход — основа симпатий к юридическим alma mater

Юридическое образование в США и в мире: проблемы и решения