ПРАВО.ru
Новости
13 октября 2009, 20:41

ВАС решает - могут ли иностранные авиакомпании не платить в России налоги

ВАС решает - могут ли иностранные авиакомпании не платить в России налоги
Высший арбитражный суд РФ взялся решить, могут ли иностранные авиакомпании не платить в России налоги Фото Право.Ru

Высший арбитражный суд РФ взялся решить, могут ли иностранные авиакомпании не платить в России налоги, ссылаясь на соглашения о воздушном сообщении. Российские суды два раза подряд в связи с притензиями ИФНС номер 47 к Lufthansa ответили на этот вопрос отрицательно.

Немецкая Lufthansa стала первой европейской авиакомпанией, которую Межрайонная инспекция ФНС номер 47 по Москве обвинила в неправильной трактовке межгосударственного соглашения о воздушном сообщении. 21 декабря 2007 года ей были доначислены 232 милллиона рублей налогов (налог с продаж, налог на пользование автодорогами и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы). С тех пор это решение оспаривалось в судах.

К сентябрю 2008 года Lufthansa проиграла спор в двух инстанциях, но в Федеральном арбитражном суде Московского округа (ФАС МО) добилась рассмотрения дела заново. После этого она снова проиграла две инстанции, а вчера ФАС МО подтвердил решения нижестоящих судов.

Инспекция уже списала деньги со счета компании, сообщил "Ведомостям" вице-президент Lufthansa Карстен Бенз: "Lufthansa не согласна с решением суда, ищем возможности вернуть деньги".

От уплаты налогов в России Lufthansa освобождается по соглашению между СССР и ФРГ от 1971 года, говорили представители компании в суде. По нему выручка от международных перевозок немецких и советских компаний облагается налогами у себя дома. У компании фактически есть постоянное представительство в Москве, осуществляющее сбор платежей за перевозку, настаивали налоговики: соглашение об избежании двойного налогообложения между ФРГ и Россией предписывает в таких случаях платить налоги в России.

Хотя дело касается уже отмененных налогов, оно станет важным при рассмотрении других споров — по налогам на прибыль и НДС, говорит сотрудник налоговых органов: ведь кассация подтвердила, что при работе офиса компании фактически в качестве постоянного представительства авиакомпании обязаны платить налоги. Аналогичные претензии на различные суммы у той же инспекции номер 47 по Москве есть и к российским представительствам других крупных авиакомпаний.

Сейчас решение по такому же делу British Airways ожидается от Высшего арбитражного суда. Как выяснили "Ведомости", 21 сентября тройка судей ВАС передала в президиум спор компании с налоговиками (дата рассмотрения пока не назначена).

По мнению налоговиков, British Airways не платила НДС с операций по грузовым авиаперевозкам, а в 2004-2006 годах — налог на прибыль с разницы между официальным курсом рубля к фунту и используемым компанией. Авиакомпания же ссылается на советско-британское соглашение о воздушном сообщении (1957 года). Оно освобождает от налогов платежи, полученные в России и переведенные в фунтах в головную компанию. Но по соглашению стран об избежании двойного налогообложения (1994 год) от налогов освобождается только компания, не имеющая постпредства в России, и только доходы от эксплуатации самолетов. Представитель British Airways Ричард Гудфеллоу отмечает, что в ВАС рассматривается лишь часть дела (по налогу на прибыль), другая же (по НДС) находится в апелляции.

Представитель Lufthansa Ааге Дюнхаупт опасается появления у налоговиков новых претензий к компании. Германия подписала специальное соглашение еще с Советским Союзом об освобождении от налогов для представительств, отмечает он: "Аэрофлот", например, не платит налогов в Германии. Формально, возможно, налоговики и правы, но требовать налоги с иностранных представительств — нарушение международной практики отношений в авиации, говорит гендиректор компании Infomost Борис Рыбак. Он опасается аналогичных санкций к российским компаниям в Европе.