Государственная Дума приняла сегодня в окончательном, третьем чтении правительственные проекты законов № 289191-5 "О клиринге и клиринговой деятельности" (доступен в СПС "Право.Ru" здесь) и № 289200-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О клиринге и клиринговой деятельности".
Законопроекты были внесен в палату 25 ноября 2009 года.
Базовый ФЗ направлен на создание конкурентоспособной системы управления рисками участников финансового рынка. Закон предусматривает определение порядка осуществления клиринга, создание эффективного правового регулирования клиринговой деятельности, повышает уровень защиты прав и интересов участников клиринга, определяет правовые основы государственного регулирования клиринговой деятельности.
Документ устанавливает требования к клиринговым организации и лицу, осуществляющему функции центрального контрагента, требования к органам управления и работникам клиринговой организации, требования к учредителям клиринговой организации, требования к участникам клиринга. Определены требования к собственным средствам таких организаций и лица, осуществляющего функции центрального контрагента. Так, минимальный размер средств клиринговой организации должен составлять не менее 100 миллионов рублей.
Также урегулированы вопросы, регламентирующие договорные отношения, возникающие между клиринговой организацией и участником клиринга, установлен особый порядок исполнения обязательств, включенных в клиринговый пул, предусмотрены специальные последствия признания недействительными сделок, обязательства по которым допущены к клирингу, а также введен специальный режим для торгового счета участника клиринга и клирингового счета клиринговой организации.
Законом вводится регулирование клиринговой деятельности с использованием института центрального контрагента. Также вводится специальный способ обеспечения исполнения клиринговых организаций — финансовое обеспечение. К отличительным особенностям финансового обеспечения отнесено ограничение возможности обращения взыскания на указанное имущество по долгам участника клиринга, а также упрощенную процедуру реализации финансового обеспечения в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) участником клиринга своих обязательств.
Как ранее сообщало "Право.Ru", в декабре 2010 года Госдума перенесла рассмотрение законопроектов о клиринге во втором чтении (состоялось только 25 января 2011 года) из-за позиции Государственно-правовое управление (ГПУ) Президента РФ. По словам председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Владислава Резника, ГПУ выступало за исключение из законопроекта норм о ликвидационном неттинге, что вызвало противодействие депутатов. "Моя позиция в том, что без ликвидационного неттинга этот закон ничего не изменит", — заявлял Резник.