ПРАВО.ru
Новости
30 января 2011, 17:11

Дума взялась за законопроект ВАС об изъятии земель для нужд судов

Дума взялась за законопроект ВАС об изъятии земель для нужд судов
Фото Право.Ru

Совет Государственной Думы на уходящей неделе поручил подготовить к рассмотрению палатой законопроект № 480434-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации", направленный на создание дополнительных гарантий доступа к правосудию, сообщается в материалах ГД.

Законопроект внесен в Госдуму Высшим арбитражным судом РФ 27 декабря 2010 года.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, в соответствии с Рекомендацией № R (81) 7 Комитета Министров Совета Европы "О способах облегчения доступа к правосудию"  государствам–участникам Совета Европы рекомендовано принять все необходимые меры для того, чтобы упростить и ускорить доступ граждан и организаций к правосудию.

Принятие законопроекта необходимо потому, что при размещении судов общей юрисдикции и арбитражных судов иногда возникают проблемы, связанные с невозможностью возведения предназначенных для них зданий и объектов инфраструктуры в местах, удобных для посещения. Имеющиеся у граждан и организаций затруднения при обращении за судебной защитой, вызываемые удаленностью суда или недостатком необходимых площадей для размещения корпуса судей, аппарата суда и присутственных помещений, могут быть устранены в случае установления законом специального основания изъятия земельных участков для размещения судов, что будет способствовать поддержанию авторитета судебной власти.

В связи с этим законопроектом предлагается дополнить пункт 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, содержащий перечень оснований изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, нормой, предусматривающей в качестве такого основания необходимость размещения объектов, предназначенных для судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в целях обеспечения доступа граждан и организаций к правосудию.

Ввиду того, что право на доступ к правосудию является фундаментальным конституционным правом, указанную норму предлагается поместить не в подпункт 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, где перечислены виды объектов государственного или муниципального значения, под которые могут изыматься земельные участки при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов, а в отдельный подпункт 11 названного пункта. При этом предлагаемая законопроектом норма, в отличие от подпункта 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, не ставит изъятие земельного участка, необходимого для размещения суда общей юрисдикции или арбитражного суда, в зависимость от отсутствия других вариантов возможного размещения объекта. Это, однако, не означает, что решение об изъятии земельного участка по данному основанию может быть принято произвольно, поскольку в соответствии с законопроектом такое изъятие возможно лишь тогда, когда это необходимо для целей обеспечения доступа к правосудию.

Законопроектом, кроме того, предлагается устранить имеющийся пробел в земельном законодательстве и определить, на основании решений каких органов государственной власти или органов местного самоуправления осуществляется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В силу пункта 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, которые определяются федеральным земельным законодательством. Однако в земельном законодательстве отсутствуют нормы, определяющие органы, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков.

В связи с этим в законопроекте предлагается установить, что решения об изъятии земельных участков в случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации), принимаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

В отношении изъятия земельных участков для размещения объектов, предназначенных для судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в целях обеспечения доступа граждан и юридических лиц к правосудию в законопроекте предлагается предусмотреть, что соответствующие решения принимаются по поручению Президента Российской Федерации уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению и распоряжению федеральным имуществом. Необходимость наличия поручения Президента Российской Федерации, на основании которого будет приниматься решение данным федеральным органом исполнительной власти, обусловлена тем, что согласно Конституции Российской Федерации (статья 10) судебная власть не должна зависеть от исполнительной, а в силу части 1 статьи 80 Конституции Российской Федерации согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти обеспечивает Президент Российской Федерации.

Для случаев изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, в законопроекте предлагается установить, что решения об этом принимаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, в ведении которых находится обеспечение размещения и эксплуатации соответствующих объектов.

В отношении изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в иных случаях, специально предусмотренных законами (подпункт 3 пункта 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации), в проекте предлагается установить, что решения об изъятии принимаются соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления.

С текстом законопроекта можно ознакомиться в СПС "Право.ру" здесь.