ПРАВО.ru
Новости
1 июля 2011, 15:52

Госдума разрешит обжаловать действия чиновников по телефону

Госдума разрешит обжаловать действия чиновников по телефону

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 571642-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на развитие механизма досудебного обжалования действий должностных лиц органов исполнительной власти при предоставлении государственных и муниципальных услуг, сообщается в материалах палаты.

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлен порядок обращения граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления. Жалобы граждан, которые по своей природе требуют оперативного принятия решений и восстановления нарушенных прав и законных интересов, рассматриваются в общем порядке, наравне с иными обращениями. Тем самым обжалование чаще всего не помогает получению своевременной и качественной государственной или муниципальной услуги. Как правило, жалобы переадресовываются в соответствующие органы власти и поступают на рассмотрение должностным лицам, которые фактически не несут никакой ответственности за формальный ответ или игнорирование жалобы. Кроме того, № 59-ФЗ не регулирует вопросы обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления юридических лиц.

Альтернативой обращения в соответствии с № 59-ФЗ является подача иска в суд. Однако существующие возможности судебного урегулирования соответствующих вопросов весьма затратны для граждан и организаций во временном, финансовом и организационном отношении, при этом вопрос, по которому принимается судебное решение, к моменту исполнения часто теряет актуальность для заявителя.

Вместе с тем право заявителей на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения государственных (муниципальных) услуг закреплено в пункте 4 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Однако этот закон не устанавливает процедуру рассмотрения жалоб (претензий), а также административную ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за нарушение прав граждан и организаций при предоставлении государственных услуг.

В связи с этим законопроектом предусматривается внесение изменений: в Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в части закрепления общих требований к порядку подачи и рассмотрения административной жалобы; в часть 5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в части установления ответственности должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления государственных услуг.

Законопроектом предлагается закрепить особый статус административной жалобы (далее – жалоба) на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, организаций, участвующих в предоставлении государственной и (или) муниципальной услуги, а также порядок их рассмотрения и принятия по ним решений по сравнению с другими обращениями граждан и организаций. Это позволит обеспечивать соблюдение установленных стандартов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Так, законопроектом предлагается закрепить возможность оперативной подачи жалобы заявителем в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме, а также по телефону в орган, предоставляющий государственную услугу, орган, предоставляющий муниципальную услугу, на имя должностного лица, уполномоченного на рассмотрение жалоб – заместителя руководителя соответствующего органа (территориального органа), который руководит деятельностью комиссии по рассмотрению административных жалоб, формируемой решением руководителя соответствующего органа из равного числа государственных или муниципальных служащих этого органа и представителей общественности.

Жалоба на решения и действия (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих может быть направлена в многофункциональный центр, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, официального сайта органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, единого портала государственных и муниципальных услуг, регионального портала государственных и муниципальных услуг либо при личном приеме заявителя.

Срок рассмотрения жалобы законопроектом предлагается установить до десяти рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностными лицами, государственными или муниципальными служащими в принятии документов у заявителя, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или нарушения установленного срока таких исправлений в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалоба может быть удовлетворена либо в удовлетворении жалобы может быть отказано.

Жалоба на решения и действия (бездействие) организации, участвующей в предоставлении государственной и (или) муниципальной услуги, подается в форме заявления в суд, арбитражный суд.

Законопроектом вводится ответственность должностных лиц федеральных органов исполнительной власти за нарушение установленных стандартов и порядка предоставления государственных услуг, а также ответственность за неправомерный отказ в удовлетворении административной жалобы.

Для этого Кодекс РФ об административных правонарушениях предлагается дополнить следующими составами административных правонарушений:

грубое нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, сроков предоставления государственных услуг, предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов – иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

за требование должностным лицом федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, документов, платы, не предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов – иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

отказ уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственные услуги, в принятии документов у заявителя;

грубое нарушение должностным лицом федерального органа исполнительной власти сроков регистрации запроса заявителя о предоставлении государственных услуг, предусмотренных административными регламентами, а в случае отсутствия соответствующих административных регламентов – иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

несоблюдение должностным лицом федерального органа исполнительной власти, наделенного полномочиями по рассмотрению административных жалоб, порядка рассмотрения административной жалобы, выразившееся в отказе ее регистрации, нарушении сроков ее рассмотрения и принятия по ней решения, а равно заведомо неправомерный отказ в удовлетворении административной жалобы;

отказ должностного лица федерального органа исполнительной власти, предоставляющего государственную услугу, в исправлении допущенных опечаток и ошибок или нарушение установленного срока таких исправлений.

С текстом законопроекта можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.