ПРАВО.ru
Новости
26 августа 2011, 22:19

Бывший шеф "наружки" ГУВД Москвы не возражал против своего ареста по делу Политковской

Бывший шеф "наружки" ГУВД Москвы не возражал против своего ареста по делу Политковской
Фото с сайта newsfiber.com

Сегодня Басманный суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия об аресте бывшего начальника подразделения наружного наблюдения ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова, подозреваемого в организации убийства обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской.

Суд приобщил к материалам дела медицинские справки, представленные адвокатом Тамарой Кучма, о состоянии здоровья Павлюченкова, который имеет II группу инвалидности. Адвокат предоставила суду справку из НИИ нейрохурургии им. Н.Н. Бурденко, Российского научного центра хирургии им. академика  Б.В. Петровского, госпиталя МВД, Люберецкой районной больницы о наличии у Дмитрия Павлюченкова выписного эпикриза. Кроме того, адвокат просила суд ознакомиться с многочисленными удостоверениями о наградах и поощрениях Павлюченкова по службе. Судья Артур Карпов также приобщил к делу копии медицинских справок о состоянии здоровья подозреваемого, представленные прокурором Вячеславом Смирновым.

Затем выступил следователь СКР Дмитрий Маймусов, заявивший о необходимости заключения Павлюченкова под стражу, поскольку у следствия есть доказательства его причастности к организации убийства Анны Политковской. Следователь заявил, что, обладая навыками оперативной работы и связями в правоохранительных органах, подозреваемый может оказать давление на свидетелей, помешать проведению следствия, уничтожить улики, а также скрыться заграницей, где у него имеется множество родственников.

Маймусов также заявил, что заболевание Павлюченкова, а именно посттравматическая энцефалопатия, не входит в перечень тяжких заболеваний, не позволяющих находиться под стражей.

Прокурор Вячеслав Смирнов поддержал ходатайство следствия, заявив, что в материалах дела доказательств причастности Павлюченкова к организации убийства Анны Политковской более чем достаточно. В частности, в деле имеются показания свидетелей о том, что Павлюченков занимался организацией наружного наблюдения за журналисткой, именно он предоставил оружие и передал его непосредственному исполнителю убийства Рустаму Махмудову. По мнению прокурора, изоляция подозреваемого от общества не может сказаться на состоянии его здоровья. Смирнов просил удовлетворить ходатайство следствия, заявив, что оно законно и обоснованно.

Сам Дмитрий Павлюченков вопрос об избрании в отношении него меры пресечения оставил на усмотрение суда.

Его адвокат Тамара Кучма сначала также заявила, что оставляет разрешение этого вопроса на усмотрение суда, а когда судья Артур Карпов сказал, что суд удаляется для принятия постановления, удивленно спросила: „А мне слово?“ Тогда судья напомнил адвокату ее слова, на что Кучма, видимо, очнувшись от размышлений, сообщила: "Эта фраза была неправильно мною сказана. Я возражаю".

Затем адвокат произнесла прочувствованную речь, начав с того, что в деле о трагической гибели Анны Политковской Дмитрий Павлюченков уже не первый "организатор". До этого организатором этого преступления признавался бывший сотрудник УБОП Сергей Хаджикурбанов.

Тамара Кучма также сообщила суду, что на ее подзащитного оказывали давление. Так, некие лица вымогали у него $350 тыс. По данному факту было возбуждено уголовное дело, по которому был осужден на 8 лет Сергей Хаджикурбанов. По словам адвоката, Палюченков, еще будучи свидетелем по делу об убийстве Анны Политковской, "испытывал прессинг со всех сторон". А в декабре 2006 года группа неизвестных напала на Павлюченкова у подъезда его дома, причинив ему тяжелые телесные повреждения и черепно-мозговую травму.

Адвокат, второй день подряд приходящая в Басманный суд в соломенной шляпке, очень эмоционально рассказывала о том, что к ответственности привлекается "глубоко больной человек". По ее словам, после ранений, полученных на службе, Палюченков стал страдать эпилептическими припадками. "Этот смертельно больной человек может погибнуть на глазах у всех. И может погибнуть в следственном изоляторе", — заявила она.

Она сообщила суду, что Дмитрий Палюченков служил в Афганистане. "В 18 лет направлять юнца в Афганистан. Он видел кровь, смерть и гибель своих товарищей. Он является больным человеком еще со времен Афганистана и по службе в правоохранительных органах. Государство должно отдать долг!" — заявила она.

По мнению Кучмы, наблюдение, которое ее подзащитный вел за Анной Политковской как начальник отделения оперативно-поискового управления (ОПУ) ГУВД Москвы, было правомерно и законно. Адвокат заявила о том, что позиция прокуратуры в данном деле неправильна, поскольку Палюченков никогда не скрывался, а наоборот, сотрудничал со следствием.

Адвокат просила суд применить любую меру пресечения, не связанную с арестом, а именно подписку о невыезде или домашний арест. Она также сообщила, что семья готова внести за Павлюченкова залог, подчеркнув, что ее подзащитный получает пенсию в размере 10 тыс. рублей, поэтому залог может исчисляться только из этой суммы.

Суд принял решение об удовлетворении ходатайства следствия, то есть заключении Дмитрия Павлюченкова под стражу за совершение преступления, относящегося к категории особо тяжких. Судья Артур Карпов повторил доводы следствия о том, что подозреваемый имеет связи в правоохранительных органах, может скрыться от следствия, оказать давления на свидетелей и уничтожить улики, поэтому избрание более мягкой меры пресечеиня невозможно.

Срок ареста исчисляется до 23 октября 2011 года. Обвинение Дмитрию Павлюченкову должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента вынесения данного постановления, в противном случае мера пресечения будет отменена.

Напомним, что убийство журналистки "Новой газеты" Анны Политковской произошло 7 октября 2007 года на Лесной улице в Москве. В октябре 2008 года Генеральная прокуратура передала материалы дела в суд, процесс по нему начался 17 ноября, председательствовал на слушаниях судья Евгений Зубов. На скамье подсудимых оказались Джабраил и Ибрагим Махмудовы, бывший капитан столичного УБОП Сергей Хаджикурбанов, который вместе с подполковником ФСБ Павлом Рягузовым проходил по второму эпизоду, включенному в дело, — по факту превышения должностных полномочий и вымогательства денег у московского бизнесмена Эдуарда Поникарова. Присяжные Московского окружного военного суда вынесли вердикт 19 февраля 2009 года — все обвиняемые были оправданы. 25 июня 2009 года Верховный суд РФ отменил приговор и дело передали в СКП на новое расследование.

В начале июня 2011 года задержанному в Чечне по подозрению в убийстве Анны Политковской Рустаму Махмудову следствие предъявило официальные обвинения, сообщила пресс-служба СКР. Махмудов обвиняется по нескольким статьям УК РФ: п.п. "б", "ж" ч. 2 ст. 105 и ч. 1 ст. 222 УК РФ (убийство и незаконный оборот оружия), а также ч. 2 ст. 125.1 и ч. 3 ст. 148 УК РСФСР (похищение человека и вымогательство). По версии следствия, именно Махмудов является исполнителем убийства Политковской.

Согласно информации СКР, задержанный на днях бывший начальник 4-го отдела оперативно-поискового управления ГУВД Москвы, занимающегося наружным наблюдением, Дмитрий Павлюченков "за денежное вознаграждение получил заказ на организацию убийства Политковской и создал преступную группу, в которую вошли трое братьев Махмудовых и другие лица". Затем Павлюченков поручил своим подчиненным наблюдение за журналисткой с целью выяснить маршруты и время ее ежедневных передвижений по городу. Как считает СКР, "в последующем Павлюченков приобрел оружие, разработал план и определил роль каждого из соучастников при подготовке и совершении убийства. Полученная Павлюченковым информация и орудие убийства были переданы непосредственному исполнителю Рустаму Махмудову и его пособникам, которые за несколько суток до преступления обеспечивали слежку за передвижениями Анны Политковской". Однако предварительное следствие пока не раскрывает информацию о предполагаемого заказчике преступления.

С другими материалами по расследованию убийства Анны Политковской можно ознакомиться здесь.