ПРАВО.ru
Новости
16 марта 2012, 22:00

Уголовное дело на адвоката по статье за ложный донос прекращено во второй раз

Уголовное дело на адвоката по статье за ложный донос прекращено во второй раз
Адвокат Буланов Александр Юрьевич Фото с сайта www.advokatrus.ru

Уголовное дело на московского адвоката Александра Буланова на днях было прекращено во второй раз. Следствие все-таки согласилось со словами защиты о том, что его письмо директору ФСБ с рассказом о давлении со стороны правоохранителей  было жалобой, а не ложным доносом. Интересная деталь — новый следователь по делу использовал оригинальный пассаж своего предшественника о том, что давление на Буланова "подтверждается совокупностью доказательств", однако при этом является только его "субъективным восприятием событий".

Летом 2010 года Александр Буланов, на тот момент работавший первым заместителем главы Тверского района столицы, написал письмо главе Федеральной службы безопасности Александру Бортникову. В нем Буланов-младший рассказал о давлении на него со стороны следователя Главного следственного управления ГУВД Москвы Геннадия Удуняна и оперативника ФСБ Александра Какилова, занимавшихся расследованием уголовного дела в отношении его отца.

Как утверждает Александр Буланов, Удунян и Какилов 18 августа 2010 года "уговаривали" его посодействовать, чтобы отец отказался от адвокатов, признал вину (Буланов-старший в конечном счете был приговорен к 3,5 годам тюремного заключения и штрафу в 400000 руб. за хищение из бюджета 17,77 млн руб.) и согласился на рассмотрение его дела в особом порядке. Если же этого не произойдет, то сотрудники правоохранительных органов якобы обещали обоим Булановым новые проблемы. 

Однако Следственный комитет расценил тогда письмо Буланова-младшего Бортникову как "заведомо ложный донос о совершении преступления" и 18 февраля 2011 года возбудил уголовное дело по ч.1 ст.306 УК РФ. Обвинение Александру Буланову было предъявлено 19 июля — в этот момент он уже ушел с муниципальной службы и возобновил адвокатский статус, полученный в 2003 году.

Буланов-младший категорически не согласился с обвинениями, назвав их надуманными и незаконными. В жалобах в прокуратуру (есть у "Право.Ru") он указывал, что адвокат не может быть привлечен к уголовной ответственности за свое мнение, выраженное в жалобе на действия должностных лиц правоохранительных органов. "Подобное уголовное преследование является ничем иным, как способом воздействия и давления на адвоката, занимающего принципиально законную позицию в вопросе отстаивания прав и свобод своего близкого родственника", — говорится в одном из ходатайств Буланова.

Спустя 11 месяцев - 30 декабря 2011 года столичное управление СКР прекратило уголовное дело в отношении Александра Буланова за отсутствием в деянии состава преступления. Однако спустя 17 дней — 16 января 2012 года постановление старшего следователя отдела по расследованию особо важных дел СУ ЦАО Виктора Коновалова было отменено, и назначено дополнительное следствие, срок которого был установлен до 15 марта. Примечательным было то, что новый следователь по этому делу Евгений Белов отказался удовлетворить ходатайство защиты о получении копии постановления, отменяющего решение о прекращении уголовного дела, и предложил обратиться в суд (Подробно об этой истории "Право.Ru" рассказывало в публикации "Дикая ситуация" с уголовным делом на адвоката по статье за ложный донос получила продолжение").

На днях история получила свое развитие. Адвокат Буланова Евгений Кронов узнал мотивы возобновления расследования по уголовному делу. Это произошло в Хамовническом районном суде, где защитник намеревался обжаловать постановление от 16 января 2012 года, которым и было возобновлено уголовное дело.

Оказалось, что и.о. руководителя управления процессуального контроля ГСУ СК России по г. Москве Добродомов, вынесший это постановление, счел, что по делу „не выполнены все следственные действия“. По его мнению, в частности, в ходе дополнительной проверки нужно „дополнительно допросить Буланова, в том числе и о месте расположения и особенностях обстановки в кафе, в котором, по показаниям Буланова, на него оказывалось давление Удуняном и Какиловым“, а также „провести с участием Буланова проверку показаний на месте, в части касающейся описания места расположеия и внутренней обстановки кафе“, провести исследования Буланова, Удуняна, Какилова на полиграфе. 

Также стало известно, что 14 марта старший следователь отдела по расследованию особо важных дел СУ по ЦАО ГСУ СКР по Москве Евгений Белов прекратил уголовное дело в отношении Буланова-младшего. Его аргументация (копия постановления есть у „Право.Ru“) совпадает с мнением его предшественника — старшего следователя отдела по расследованию особо важных дел СУ ЦАО Виктора Коновалова. Документы практически слово в слово совпадают в этой части. Так, в документе говорится о том, что „Александр Буланов реализует свое право на обращение в государственные органы, право на обжалование действий должностных лиц и защиту его законных прав и свобод“, а „из текста жалоб и объяснений Буланова следует, что он обжалует действия Удуняна и Какилова, но не сообщает о совершении ими принуждения к даче показаний, а только указывает, что на него было оказано психологическое воздействие“.

Перекочевал в новое постановление и весьма оригинальный пассаж следователя Коновалова о том, оказывалось ли на Буланова-младшего давление. "Рассматривая полученные в ходе предварительного следствия доказательства, а именно показания Буланова А.Ю. […], а также данные психофизиологических исследований, следствие отмечает, что его показания о том, что на него было оказано давление подтверждается совокупностью доказательств, однако описанное им давление является субъективным восприятием Булановым А.Ю. событий, связанных c расследованием уголовного дела в отношении его отца", — говорится в постановлении. Поэтому, считает следователь Коновалов, это "не свидетельствует о каком-либо преступлении, совершенном сотрудниками правоохранительных органов".

Адвокатская палата Москвы рада завершению этой истории, однако опасается, что дело могут возобновить и во второй раз. "Хотелось бы верить, что оно имеет окончательное решение. Здесь нет состава преступления, здесь нечего расследовать", — говорит член Совета Адвокатской палаты г. Москвы Роберт Зиновьев, отмечая, что у него нет окончательной уверенности, что не будет возобновления уголовного дела.