ПРАВО.ru
Новости
27 февраля 2012, 17:43

"Дикая ситуация" с уголовным делом на адвоката по статье за ложный донос получила продолжение

"Дикая ситуация" с уголовным делом на адвоката по статье за ложный донос получила продолжение
Адвокат Буланов Александр Юрьевич Фото с сайта www.advokatrus.ru

Московский адвокат Александр Буланов никак не может избавиться от уголовного дела о ложном доносе, которое было возбуждено СКР после того, как он пожаловался директору ФСБ на правоохранителей, оказывавших давление на него и его семью. В самом конце прошлого года следователь СКР прекратил его, использовав весьма оригинальный пассаж о том, что давление на Буланова "подтверждается совокупностью доказательств", однако при этом является только его "субъективным восприятием событий". Однако спустя полмесяца это постановление было отменено.

История конфликта адвоката Александра Буланова со следственными органами началась летом 2010 года. Поводом послужило его письмо главе Федеральной службы безопасности Александру Бортникову. В этом обращении Буланов-младший, на тот момент являвшийся первым заместителем главы Тверского района столицы, рассказал о давлении на него со стороны следователя Главного следственного управления ГУВД Москвы Геннадия Удуняна и оперативника ФСБ Александра Какилова, занимавшихся расследованием уголовного дела в отношении его отца.

Как утверждает Александр Буланов, Удунян и Какилов 18 августа 2010 года "уговаривали" его посодействовать, чтобы отец отказался от адвокатов, признал вину (Буланов-старший в конечном счете был приговорен к 3,5 годам тюремного заключения и штрафу в 400000 руб. за хищение из бюджета 17,77 млн руб.) и согласился на рассмотрение его дела в особом порядке. Если же этого не произойдет, то сотрудники правоохранительных органов якобы обещали обоим Булановым новые проблемы. "В противном случае возбудят уголовные дела в отношении моего брата Сергея Буланова, вменяя ему ст. 174 УК РФ, его гражданской жене Е.Дмитриевой и ее сыну Д.Дмитриеву, будут препятствовать моей работе на госслужбе в Управе Таганского района г. Москвы, „отберут имущество“ и т.д. В случае же, если я выполню их условия и требования, обещали условный срок отцу, спокойствие семье и мое продвижение по карьерной лестнице", — говорилось в письме (пунктуация оригинала сохранена).

Однако Следственный комитет расценил тогда письмо Буланова-младшего Бортникову как "заведомо ложный донос о совершении преступления" и 18 февраля 2011 года возбудил уголовное дело по ч.1 ст.306 УК РФ (возможно, это совпадение, но постановление о возбуждении дела датировано тем же днем, когда прокуратура утвердила обвинительное заключение по делу Буланова-старшего). Обвинение Александру Буланову было предъявлено 19 июля — в этот момент он уже ушел с муниципальной службы и возобновил адвокатский статус, полученный в 2003 году.

Буланов-младший категорически не согласился с обвинениями, назвав их надуманными и незаконными. В жалобах в прокуратуру (есть у редакции "Право.Ru") он указывал, что адвокат не может быть привлечен к уголовной ответственности за свое мнение, выраженное в жалобе на действия должностных лиц правоохранительных органов. "Подобное уголовное преследование является ничем иным, как способом воздействия и давления на адвоката, занимающего принципиально законную позицию в вопросе отстаивания прав и свобод своего близкого родственника", — говорится в одном из ходатайств Буланова.

Поддержали его и коллеги по адвокатской корпорации. В частности, этот вопрос поднимался в письме за подписью главы Адвокатской палаты Москвы Генри Резника, адресованному генпрокурору Юрию Чайке, уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину и в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека. Тогда Резник в свойственной ему манере не скупился на эмоциональные выражения и проводил аналогии с "худшими временами сталинских репрессий". "Дикая ситуация с уголовным преследованием Александра Буланова, инициированным чекистами, требует вмешательства и надлежащей квалифицированной беспристрастной юридической оценки", — говорится в тексте обращения. Резник подчеркивал, что в качестве заведомо ложного доноса следствие рассматривает "официальное заявление адвоката о примененных к нему силовиками недозволенных методах психологического давления в виде шантажа, запугивания и угроз".

Буланов считает, что в пользу необоснованности претензий говорят и сведения о личностях потерпевших — Удуняна и Какилова. Он просил следствие и прокуратуру критически отнестись к их позиции, поскольку есть сведения, "негативно их характеризующие и изобличающие в нарушениях федерального законодательства". В частности, Удунян в августе 2011 года попал в эпицентр скандала вокруг обыска в офисе компании "Стинком Групп", совладельце торгово-развлекательного центра "Ереван Плаза" — они были признаны незаконными. Пройти переаттестацию Удунян не смог и был уволен (в ГСУ ГУ МВД по Москве "Право.Ru" подтвердили, что он давно не работает в органах, отметив, что уголовных дел в отношении бывшего следователя не возбуждалось).

В результате 30 декабря прошлого года столичное управление СКР прекратило уголовное дело в отношении Александра Буланова. В постановлении старшего следователя отдела по расследованию особо важных дел СУ ЦАО Виктора Коновалова (имеется в редакции "Право.Ru") говорится, что дело прекращено по п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ — отсутствие в деянии состава преступления. Как видно из документа, следователь Коновалов согласился с аргументами адвоката. В частности, в постановлении говорится, что "Александр Буланов реализует свое право на обращение в государственные органы, право на обжалование действий должностных лиц и защиту его законных прав и свобод", а "из текста жалоб и объяснений Буланова следует, что он обжалует действия Удуняна и Какилова, но не сообщает о совершении ими принуждения к даче показаний, а только указывает, что на него было оказано психологическое воздействие".

Кроме того, Коновалов не увидел и прямого умысла, являющегося обязательным для преступлений по статье 306 УК РФ, в действиях Буланова-младшего при обращении к главе ФСБ. "Действия [Буланова] направлены на проверку соблюдения законности действий следователя и оперативного сотрудника и его защите в соответствии с действующим законодательством", — говорится в постановлении.

Есть в постановлении и весьма оригинальный пассаж о том, оказывалось ли на Буланова-младшего давление, исполненный по схеме "и нашим, и вашим". "Рассматривая полученные в ходе предварительного следствия доказательства, а именно показания Буланова А.Ю. […], а также данные психофизиологических исследований, следствие отмечает, что его показания о том, что на него было оказано давление подтверждается совокупностью доказательств, однако описанное им давление является субъективным восприятием Булановым А.Ю. событий, связанных c расследованием уголовного дела в отношении его отца", — говорится в постановлении. Поэтому, считает следователь Коновалов, это "не свидетельствует о каком-либо преступлении, совершенном сотрудниками правоохранительных органов".

Однако долго жить без уголовного дела адвокату Буланову не пришлось. Спустя 17 дней — 16 января 2012 года — постановление о его прекращении было отменено, дополнительное следствие должно быть проведено в срок до 15 марта, сообщил "Право.Ru" адвокат Александра Буланова Евгений Кронов, узнавший об этом, как и его доверитель, только в середине февраля. При этом, по словам Кронова, следователь Евгений Белов отказался удовлетворить ходатайство о получении копии постановления, отменяющего решение о прекращении уголовного дела, и предложил обратиться в суд. Узнать причины возобновления расследования дела Буланова-младшего в следственных органах не удалось. В ГСУ СКР по Москве за полторы недели не смогли ответить на запрос "Право.Ru" по этому поводу.