ПРАВО.ru
Новости
17 апреля 2012, 22:40

Профильный комитет Госдумы решился на создание института частных определений арбитражных судов

Профильный комитет Госдумы решился на создание института частных определений арбитражных судов

Профильный комитет Госдумы по законодательству поддержал инициативу сенаторов о расширении полномочий арбитражных судов и наделении их правом выносить частные определения в адрес госорганов и должностных лиц, которые не соблюдают требования законодательства. Однако претензий к законопроекту у депутатов оказалось немало — для того чтобы он был принят, его придется практически полностью переписать, следует из опубликованного заключения комитета.

В июне прошлого года сенаторы Вячеслав Новиков и Анатолий Лысков внесли в Госдуму законопроект, который предусматривает появление в России института частных определений арбитражных судов. Согласно документу, арбитражный суд при выявлении нарушений законности вправе будет вынести такое определение и направить его в соответствующие организации, госорганы, органы местного самоуправления, а также должностным лицам, которые в течение месяца обязаны отчитаться о принятых мерах. Для этого законодатели разработали изменения в Арбитражный процессуальный кодекс (аналогичные нормы закреплены в УПК и ГПК, схожие были и в ранее действовавшем АПК).

Эти изменения, полагают парламентарии, повысят эффективность судебной системы за счет усиления влияния арбитражного суда на правоприменение. "Кроме того, введение института частных определений в арбитражный процесс будет способствовать повышению ответственности госслужащих, пресечению фактического игнорирования налоговыми и иными госорганами судебной практики арбитражных судов, решению проблемы неисполнения административными органами судебных запросов, уменьшению числа явно незаконных и необоснованных исков со стороны административных органов", — говорится в пояснительной записке к документу.

В Правительстве РФ и Госдуме претензий к концепции документа не возникло, а вот к ее юридическому оформлению их было немало. В связи с этим кабинет министров в сентябре прошлого года даже направило отрицательный отзыв на проект закона, а профильный комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству оказался более благосклонен, предложив устранить все недочеты ко второму чтению (соответствующее заключение появилось сегодня в базе нижней палаты парламента).

Большинство замечаний касается введения наказания для госорганов и чиновников за игнорирование определений арбитражных судов и процедуры рассмотрения таких дел. Так, сенаторы предложили воспользоваться действующей ст.17.4 КоАП, согласно которой должностное лицо может быть оштрафовано на 500-1000 руб. за оставление частного определения суда без рассмотрения. Одновременно они решили внести в текст этой статьи упоминание про арбитражные суды.

Такое уточнение не понравилось ни правительству, ни профильному комитету Госдумы. В их отзывах слово в слово говорится о нецелесообразности такого дополнения ст.17.4 КоАП, поскольку в ней без конкретизации "используется термин "суды", и таким образом "уже предусмотрена ответственность за неисполнение частных определений суда". Кроме того, в Госдуме обратили внимание и на более серьезное упущение: "Проект не предусматривает ответственности за несообщение арбитражному суду о принятых мерах по частному определению", хотя действующее законодательство в отношении частных определений судов такую ответственность предусматривает. В частности, в ГПК за такое игнорирование суда установлен штраф до 1000 руб.

Третьим поводом для критики стало намерение членов Совета Федерации внести правку в ч.3 ст.23.1 КоАП о подсудности административных дел и указать в ней, что рассматривать дела о непринятии мер по таким частным определениям должны будут сами арбитражные суды. Поправка получилась настолько неудачной, что правительство и  депутаты Госдумы увидели будущую правовую коллизию: "Арбитражные суды должны будут рассматривать дела о привлечении к административной ответственности за неисполнение частных определений, выносимых судами общей юрисдикции".

Кроме того, Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, поддерживая концепцию законопроекта сенаторов, говорит о целесообразности расширения перечня лиц, которым арбитражные суды смогут направлять частные определения. "Перечень можно было бы дополнить указанием на адвокатское образование и саморегулируемую организацию в случае нарушения законодательства адвокатом или субъектом профессиональной деятельности соответственно", — говорится в заключении.

С текстом законопроекта № 557942-5 "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (о частном определении арбитражного суда) можно ознакомиться в СПС "Право.Ru" здесь.