Новости
6 ноября 2012

Опубликовано постановление Пленума ВАС о применении положений закона "О рекламе"

Опубликовано постановление Пленума ВАС о применении положений закона "О рекламе"
Фото Право.Ru

Высший арбитражный суд РФ опубликовал на своем сайте постановление октябрьского Пленума ВАС, касающееся судебной практики по рекламным делам (подробный материал "Право.Ru" об обсуждении проекта этого документа на заседании Президиума ВАС читайте здесь).

Как, в частности, разъясняется в постановлении, при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).   В этом случае данная информация должна быть исследована судом на предмет соответствия требованиям, предъявляемым Законом о рекламе к рекламе, в том числе установленным главой 3 Закона о рекламе в отношении отдельных видов товаров.  

Также Пленум ВАС разъяснил, что согласно пункту 10 статьи 3 Закона о рекламе спонсорской рекламой является реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. Судам рекомендуется учитывать, что к договору, заключенному между спонсором и рекламораспространителем, применяются общие положения об обязательствах и договорах.   Ввиду специфики возникающих между сторонами упомянутого договора правоотношений исполнение, которое должно быть предоставлено лицом после получения исполнения от контрагента, надлежит квалифицировать как встречное. Поэтому к такому исполнению применяются правила, предусмотренные статьей 328 ГК РФ. 

При этом существенное искажение наименования спонсора должно рассматриваться как ненадлежащее выполнение рекламораспространителем своих обязательств и влечь соответствующие гражданско-правовые последствия. Неправильное указание организационно-правовой формы спонсора — юридического лица — рассматривается как существенное искажение наименования, если оно не позволяет потребителю рекламы с достоверностью идентифицировать лицо, выступающее спонсором, указывается в документе.

Кроме того, даны разъяснения относительно привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.3 КоАП РФ, за использование ими в рекламе бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений.  Как отмечается в постановлении, при решении вопроса об отнесении тех или иных слов к числу бранных или образов, сравнений и выражений к числу непристойных (то есть крайне предосудительных и недопустимых ввиду неприличия) и (или) оскорбительных (то есть способных причинить обиду) специальных знаний, как правило, не требуется. В связи с этим неназначение судом соответствующей экспертизы само по себе не является основанием для отмены судебного акта.

С полным текстом постановления Пленума ВАС № 58 от 8 октября 2012 года "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" можно ознакомиться здесь.