ПРАВО.ru
Мнения
Анна Молчанова, партнер, руководитель практики интеллектуальной собственности K&P.Law
4 августа 2022, 10:08

Мелодии, цвета и формы: как регистрируют нетрадиционные товарные знаки

Мелодии, цвета и формы: как регистрируют нетрадиционные товарные знаки
Товарные знаки — это обозначения, служащие для индивидуализации товаров. Ассоциативная связь между обозначением и товаром может формироваться не только благодаря слову или картинке, но и с помощью мелодии, цвета или формы. Поэтому законом допускается регистрация звуковых, цветовых, обонятельных и иных обозначений. Но это непростая задача, которая требует от юристов творческого подхода. Об этом рассказывает в колонке Анна Молчанова, партнер, руководитель практики интеллектуальной собственности K&P.Law.

Обзор прецедентного права как Ведомства интеллектуальной собственности Европейского союза, так и практики Роспатента позволяет сделать вывод, что нетрадиционные товарные знаки регистрируются достаточно редко. В первую очередь это связано с тем, что обозначение, регистрируемое в качестве товарного знака, должно обладать различительной способностью. Иначе правообладатели товарных знаков будут получать необоснованную монополию на широко используемые обозначения, имея возможность мешать конкурентам.

Доказать различительную способность у вкуса, цвета или запаха на практике достаточно сложно. Показательна в этом вопросе практика Европейского союза и США, поскольку там регистрации нетрадиционных товарных знаков уделяют больше внимания. 

Объемные товарные знаки

Самое известное дело — регистрация футляра для помады Rouge G de Guerlain в качестве объемного товарного знака Ведомством по интеллектуальной собственности Европейского союза. Изначально патентный орган отказал в регистрации товарного знака, и компании Guerlain пришлось обратиться в Европейский суд общей юрисдикции. Суд, рассматривая дело, отметил, что футляр для помады напоминает корпус лодки или детскую коляску, поэтому «продукт может создавать необычный визуальный эффект среди соответствующей публики» и, таким образом, отличать его от других продуктов на рынке. После долгих споров суд все-таки принял решение, что Патентному ведомству необходимо зарегистрировать футляр для помады Guerlain в качестве объемного товарного знака.

Но не всем повезло так же, как Guerlain: куда больше компаний долго и безнадежно пытаются зарегистрировать свои товарные знаки. Например, LVMH так и не удалось зарегистрировать канву Damier Azur, представляющую собой известную клетку Louis Vuitton, по причине отсутствия различительной способности. 

Компания Tecnica долгое время пыталась получить правовую охрану дизайна ботинок Moon Boots. Рассматривая обозначение, Патентное ведомство Евросоюза определило, что дизайн ботинок не обладает различительной способностью, так как большое количество горнолыжной обуви имеет L-образную форму. В связи с этим такая форма обуви не может быть зарегистрирована в качестве объемного товарного знака. 

При этом Патентное ведомство регистрирует объемные товарные знаки, представляющие собой интерьер магазинов. Например, были зарегистрированы товарные знаки, представляющие собой внутреннее убранство магазинов Apple (свидетельство № 1060321). 

Вместе с этим компания KIKO не смогла убедить Патентное ведомство, что внешний вид витрин обладает достаточной различительной способностью, чтобы получить правовую охрану в качестве объемного товарного знака. 

В России объемные товарные знаки регистрируются значительно реже, но такие прецеденты есть. Например, Chanel удалось зарегистрировать в качестве объемного товарного знака упаковку для духов (свидетельство № 20332) и флакон духов (свидетельство № 583497). 

Обонятельные товарные знаки

В то же время аромат духов нельзя зарегистрировать в качестве обонятельного товарного знака для самих духов. Компания Chanel предпринимала попытки зарегистрировать аромат «Шанель № 5» для товаров 3-го класса МКТУ, а именно для духов и иной парфюмерии. Патентное ведомство Великобритании, допуская возможность регистрации обонятельных товарных знаков в целом, заявило, что товарный знак не должен представлять собой сам товар.

В других случаях допускается предоставление правовой охраны обонятельным товарным знакам. В России в 2011 году было выдано первое свидетельство на обонятельный товарный знак № 470375. Правообладатель, известный натуропарфюмер Наталья Коляго, сообщила, что аромат используется в целях аромамаркетинга и аромадизайна. По словам Натальи, потребители могут ассоциировать магазин с определенным ароматом, что принесет дополнительную популярность бренду. 

Цветовые товарные знаки

Особой популярностью в России пользуются цветовые товарные знаки: их зарегистрировано достаточно много. Например:

  • зеленый цвет Сбербанка (свидетельство № 556088);
  • розовый цвет Vanish (свидетельство № 310048);
  • мятный цвет Tiffany&Co (свидетельство № 560852).

Но зарегистрировать цвет в качестве товарного знака не так просто. Необходимо доказать, что цвет обладает различительной способностью, что практически невозможно.

Зарегистрировать указанные товарные знаки, вероятно, стало возможным благодаря подп. 1 п. 1 ст. 1483 ГК. Он допускает регистрацию обозначений, которые приобрели различительную способность в результате их использования. Это значительно проще для крупных компаний, поскольку они смогли создать ассоциативную связь в глазах потребителей с определенными цветами. 

В руководстве Роспатента установлен открытый перечень документов, с помощью которых можно доказать, что обозначение приобрело различительную способность. При этом решение о государственной регистрации товарного знака может быть принято только в том случае, если представленные доказательства подтверждают, что заявленное обозначение до даты подачи заявки ассоциировалось с изготовителем.

Звуковые товарные знаки

Казалось бы, регистрация звукового товарного знака должна быть еще сложнее, но многим компаниям удалось зарегистрировать мелодии, звуки и фразы. Как указывается в руководстве Роспатента, в качестве звуковых товарных знаков могут регистрироваться, например, музыкальные произведения, фрагменты песни, созвучия, хорошо известные звуки и редкие звуки, встречающиеся в природе, электронные синтезированные звуки, не встречающиеся в природе.

Например, АО «Региональный радиоканал» (более известный как радиостанция «Радио Шансон») получило правовую охрану известной мелодии со словами «Радио Шансон» (свидетельство № 213565). Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания (ВГТРК) зарегистрировала звуковой товарный знак по свидетельству № 142023. АО «Московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково» получило правовую охрану товарного знака № 302608. 

Отдельного внимания заслуживает описание товарного знака в заявке на регистрацию: к ней отдельно прикладывается нотный текст со словесным описанием мелодии и звуков. Звуковые обозначения представляются в виде фонограммы на цифровом носителе. В зависимости от вида звукового обозначения длительность мелодии (музыкального произведения) не должна превышать музыкальной фразы или десяти тактов, а звука, источником которого являются живые существа или предметы, — 30 секунд.

Практика показывает, что получение правовой охраны нетрадиционного товарного знака требует особого внимания и представляет собой значительно более трудоемкий процесс, чем регистрация графического или словесного обозначения. Чтобы добиться регистрации, юристы должны быть достаточно опытными и креативными. Но при правильном и в достаточной степени творческом подходе нет ничего невозможного.