Несмотря на политические и санкционные риски, Россия остается крупным рынком с развитой инфраструктурой и высоким спросом на товары массового спроса: автомобили, одежду, электронику и продукты питания. После ухода многих иностранных брендов часть ниш оказалась свободной, а часть заняли отечественные компании, которые, очевидно, будут бороться за сохранение полученной доли рынка.
С возвращением крупных брендов ожидается рост спроса на юруслуги. Компании ищут юридические и организационные схемы, позволяющие минимизировать риски: создание совместных предприятий с российскими партнерами, локализация производства, запуск франчайзинга, ребрендинг и другие. Стоит рассматривать возвращение зарубежных компаний не просто как восстановление прежнего положения, а как инструмент технологического и промышленного развития страны. Поэтому государство готовит комплекс новых требований, направленных на защиту национальных интересов и обеспечение выгод для экономики.
Дискуссия об условиях возвращения
Прорабатываются различные варианты регулирования в зависимости как от категорий бизнеса, так и от сектора экономики. Например, обсуждается установление различных условий:
- для компаний, ранее осуществлявших поставку продукции на российский рынок;
- компаний, продавших российские производственные активы или передавших их в управление;
- новых инвесторов из недружественных юрисдикций;
- иностранных компаний, продолживших работу в России.
При этом не исключается формирование отдельного регулирования и введение секторальных ограничений дифференцированного характера с учетом уровня развития отечественных производителей в ряде отраслей и необходимости их дальнейшей поддержки, а еще потенциальной экономической эффективности от допуска иностранных участников.
Кроме того, разделение вариантов может произойти и по такому признаку, как опцион. Например, если он заключен до февраля 2022 года или позднее, раскрыт перед госорганами или скрыт от них, заключен на 2–3 года или более длительный период.
Обсуждается и сохранение национального режима для инвесторов; и введение разрешительного принципа для всех ушедших из России компаний и новых инвесторов из недружественных юрисдикций; и расширение сферы применения ФЗ № 57 на компании, уходившие из России через решение подкомиссии; и введение разрешительного принципа, за исключением отдельных секторов и инвестиций менее определенного размера; и некоторые другие.
Перечисленные предложения свидетельствуют, что возврат не пройдет беспрепятственно, но в то же время регулирование будет учитывать и секторальные особенности, и интересы российского бизнеса, и интересы потребителей.
Наиболее реалистичные идеи
Среди множества инициатив и ключевых развилок стоит отметить несколько основных, которые, по моему мнению, имеют высокие шансы на реализацию.
▶ Во-первых, власти потребуют подтверждения надежности и долгосрочных намерений. Компании должны доказать свою готовность к открытому и честному сотрудничеству. Особое внимание уделяется отсутствию «политической ангажированности» и гарантиям соблюдения российских законов. Есть предложение сформировать трехступенчатый принцип возврата компаний на рынок:
- соблюдение общих требований, выполнение которых будет условием для рассмотрения вопроса о возобновлении деятельности в России;
- ввод секторальных ограничений — учет уникальных особенностей каждой отрасли экономики и потребностей государства в развитии той или иной индустрии в целом, например с фокусом на высоких технологиях или сферах, где есть сложности с разработкой российских аналогов;
- рассмотрение специфики определенных компаний, включая условия обратного опциона.
▶ Во-вторых, важную роль будет играть локализация производства. Это означает создание или расширение производственных мощностей, сборочных цехов, логистических центров определенного уровня на территории РФ за оговоренный срок.
▶ В-третьих, трансфер технологий, роботизация и инновации. Ожидается, что иностранные компании будут передавать часть технологических решений, внедрять современные стандарты автоматизации и цифровизации, размещать в России инженерные и исследовательские центры. Компании могут обязать обеспечить определенный уровень автоматизации производств, внедрение инновационных решений и обучение российских специалистов.
Еще в качестве дополнительного условия обсуждается обязанность создавать совместные производства с российскими акционерами, в частности с системообразующими предприятиями. Российский бизнес и отраслевые ассоциации получат право оценивать риски допуска конкретных иностранных компаний и влиять на окончательное решение о возвращении.
Не стоит забывать и о том, что потребуется определить понятные и прозрачные правила отмены разрешения на параллельный импорт продукции, если иностранные компании возобновят официальный импорт в Россию. Придется разработать механизм подачи заявления для исключения продукции из списка параллельного импорта в случае возвращения компании-производителя в РФ.
Поскольку список условий и механизмов допуска возвращающихся иностранных компаний пока находится в низкой степени готовности, это вызывает неопределенность, затрудняет планирование и увеличивает риски. Думаю, что в ближайшее время мы увидим уже более проработанные варианты.
Ближайшие перспективы
Если в условиях возвращения правительство сбалансирует интересы государства, бизнеса и потребителей, Россия получит новый импульс для технологического развития, роста занятости и повышения качества продукции. Возврат крупных брендов способен оживить маркетинговый рынок, поспособствовать трансферу компетенций и развитию экспортного потенциала.
Но при сохранении высокого уровня неопределенности и избыточных требованиях иностранные компании будут возвращаться ограниченными темпами преимущественно в стратегически важных для себя нишах либо через создание локальных брендов и партнерских схем.
Слишком жесткие условия, политизация и отсутствие гарантий защиты инвестиций могут привести к тому, что часть компаний окончательно откажется от работы в России или будет действовать через параллельный импорт и неофициальные каналы.