ПРАВО.ru
Спецвыпуск: Корпоративное право
Денис Юров, партнер, руководитель корпоративной практики КА Delcredere
17 июня 2025, 11:14

Что может ждать иностранный бизнес, который вернется в Россию

Что может ждать иностранный бизнес, который вернется в Россию
В 2022 году Россия столкнулась с массовым исходом западных брендов и транснациональных компаний и беспрецедентными санкционными ограничениями со стороны США, ЕС и их союзников. Это существенно изменило структуру отечественного рынка, спровоцировало стремительный рост локальных брендов, развитие параллельного импорта и изменение потребительских привычек. Теперь наметилась обратная тенденция: все больше иностранных компаний рассматривают возможность вернуться на российский рынок. Этот тренд существенно повлияет на экономическую и конкурентную среду.

Несмотря на политические и санкционные риски, Россия остается крупным рынком с развитой инфраструктурой и высоким спросом на товары массового спроса: автомобили, одежду, электронику и продукты питания. После ухода многих иностранных брендов часть ниш оказалась свободной, а часть заняли отечественные компании, которые, очевидно, будут бороться за сохранение полученной доли рынка. 

С возвращением крупных брендов ожидается рост спроса на юруслуги. Компании ищут юридические и организационные схемы, позволяющие минимизировать риски: создание совместных предприятий с российскими партнерами, локализация производства, запуск франчайзинга, ребрендинг и другие. Стоит рассматривать возвращение зарубежных компаний не просто как восстановление прежнего положения, а как инструмент технологического и промышленного развития страны. Поэтому государство готовит комплекс новых требований, направленных на защиту национальных интересов и обеспечение выгод для экономики.

Дискуссия об условиях возвращения

Прорабатываются различные варианты регулирования в зависимости как от категорий бизнеса, так и от сектора экономики. Например, обсуждается установление различных условий:

  • для компаний, ранее осуществлявших поставку продукции на российский рынок; 
  • компаний, продавших российские производственные активы или передавших их в управление;
  • новых инвесторов из недружественных юрисдикций; 
  • иностранных компаний, продолживших работу в России.

При этом не исключается формирование отдельного регулирования и введение секторальных ограничений дифференцированного характера с учетом уровня развития отечественных производителей в ряде отраслей и необходимости их дальнейшей поддержки, а еще потенциальной экономической эффективности от допуска иностранных участников. 

Кроме того, разделение вариантов может произойти и по такому признаку, как опцион. Например, если он заключен до февраля 2022 года или позднее, раскрыт перед госорганами или скрыт от них, заключен на 2–3 года или более длительный период.

Обсуждается и сохранение национального режима для инвесторов; и введение разрешительного принципа для всех ушедших из России компаний и новых инвесторов из недружественных юрисдикций; и расширение сферы применения ФЗ № 57 на компании, уходившие из России через решение подкомиссии; и введение разрешительного принципа, за исключением отдельных секторов и инвестиций менее определенного размера; и некоторые другие. 

Перечисленные предложения свидетельствуют, что возврат не пройдет беспрепятственно, но в то же время регулирование будет учитывать и секторальные особенности, и интересы российского бизнеса, и интересы потребителей. 

Наиболее реалистичные идеи

Среди множества инициатив и ключевых развилок стоит отметить несколько основных, которые, по моему мнению, имеют высокие шансы на реализацию.

▶ Во-первых, власти потребуют подтверждения надежности и долгосрочных намерений. Компании должны доказать свою готовность к открытому и честному сотрудничеству. Особое внимание уделяется отсутствию «политической ангажированности» и гарантиям соблюдения российских законов. Есть предложение сформировать трехступенчатый принцип возврата компаний на рынок:

  • соблюдение общих требований, выполнение которых будет условием для рассмотрения вопроса о возобновлении деятельности в России;
  • ввод секторальных ограничений — учет уникальных особенностей каждой отрасли экономики и потребностей государства в развитии той или иной индустрии в целом, например с фокусом на высоких технологиях или сферах, где есть сложности с разработкой российских аналогов;
  • рассмотрение специфики определенных компаний, включая условия обратного опциона.

▶ Во-вторых, важную роль будет играть локализация производства. Это означает создание или расширение производственных мощностей, сборочных цехов, логистических центров определенного уровня на территории РФ за оговоренный срок.

▶ В-третьих, трансфер технологий, роботизация и инновации. Ожидается, что иностранные компании будут передавать часть технологических решений, внедрять современные стандарты автоматизации и цифровизации, размещать в России инженерные и исследовательские центры. Компании могут обязать обеспечить определенный уровень автоматизации производств, внедрение инновационных решений и обучение российских специалистов.

Еще в качестве дополнительного условия обсуждается обязанность создавать совместные производства с российскими акционерами, в частности с системообразующими предприятиями. Российский бизнес и отраслевые ассоциации получат право оценивать риски допуска конкретных иностранных компаний и влиять на окончательное решение о возвращении.

Не стоит забывать и о том, что потребуется определить понятные и прозрачные правила отмены разрешения на параллельный импорт продукции, если иностранные компании возобновят официальный импорт в Россию. Придется разработать механизм подачи заявления для исключения продукции из списка параллельного импорта в случае возвращения компании-производителя в РФ. 

Поскольку список условий и механизмов допуска возвращающихся иностранных компаний пока находится в низкой степени готовности, это вызывает неопределенность, затрудняет планирование и увеличивает риски. Думаю, что в ближайшее время мы увидим уже более проработанные варианты. 

Ближайшие перспективы

Если в условиях возвращения правительство сбалансирует интересы государства, бизнеса и потребителей, Россия получит новый импульс для технологического развития, роста занятости и повышения качества продукции. Возврат крупных брендов способен оживить маркетинговый рынок, поспособствовать трансферу компетенций и развитию экспортного потенциала. 

Но при сохранении высокого уровня неопределенности и избыточных требованиях иностранные компании будут возвращаться ограниченными темпами преимущественно в стратегически важных для себя нишах либо через создание локальных брендов и партнерских схем. 

Слишком жесткие условия, политизация и отсутствие гарантий защиты инвестиций могут привести к тому, что часть компаний окончательно откажется от работы в России или будет действовать через параллельный импорт и неофициальные каналы.