ПРАВО.ru
Актуальные темы
25 июля 2008, 21:37

Подсудное творчество

Подсудное творчество
Дима Билан

Бывают люди, похожие на нули:
им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры …
Оноре де Бальзак

Когда более или менее талантливый исполнитель оказывается на подступах к Олимпу шоу-бизнеса, он автоматически перестает быть человеком и превращается в «бренд», «проект», «образ».  Проще говоря, он становится денежной машиной, носителем имени, за которое платят кругленькую сумму. Соответственно вокруг этого «денежного существа» аккумулируются группы заинтересованных лиц.

В тот момент, когда «человек-бренд» начинает проявлять самостоятельность в юридических вопросах, например, оспаривать ранее заключенные контракты, то происходит самое интересное. Творчество музыкальное переходит в творчество судебное, а «образ, имя, проект, бренд»  автоматически становятся «мегабрендом, мегаименем, мегапроектом, мегаобразом», благодаря развернутым пиар-компаниям, которым позавидовали бы многие политики, участвующие в предвыборной гонке. 

Обыкновенная история

Моя слава росла с каждой моей неудачей…
Бернард Шоу

Для того чтобы обрести сверхпопулярность в России, нужно порядком потрепать себе нервы и, конечно же, привлечь к своей персоне внимание «желтой прессы». Дальше дело техники, начинающей «звезде» достаточно насытить страницы популярных изданий своим жизнеописанием с акцентом на бытовые и интимные подробности: вставить золотые зубы с бриллиантами, сделать ребенка поклоннице и забыть про отцовство, сняться в рекламе «Против наркотиков» и затем быть уличенным в употреблении кокаина. Слава не заставит себя долго ждать и обрушится на плечи  горе-кумира практически молниеносно. «Желтая пресса» – лучший помощник на пути к пьедесталу.

Однако слава славе -  рознь. Иногда случается так, что исполнителю удается стать народным героем в глазах публики благодаря бесконечным спорам за права на его творчество и междоусобные войны продюсеров. Типичным примером  такого триумфа можно считать  певца, победителя международного  конкурса «Евровидение – 2008»,  Диму Билана. 

 За жизненной драмой этого исполнителя, публика с огромным интересом наблюдала больше года. Скандал, связанный с именем артиста, разразился после смерти его бывшего продюсера Юрия Айзеншписа. Тогда Елена Ковригина, бывшая жена Юрия Шмильевича, затеяла судебное разбирательство, надеясь получить права на «Диму Билана» в пользу своего сына. Стало известно о договоре, согласно которому права на сценическое имя, образ и творчество певца полностью принадлежат его бывшему продюсеру, а значит, переходят по наследству к сыну Айзешписа. В это время Билан работал уже с другими людьми: Яной Рудковской и Виктором Батуриным (бизнесмен, брат жены столичного мэра).

В процессе судебного разбирательства появлялись новые юридические лица, заинтересованные в Билане, как в раскрученном музыкальном бренде. Однако главным фигурантом оставался «Союзконцерт», ведь именно этой организации, Елена Ковригина передала права на творчество Билана после смерти Айзеншписа.

Одновременно с многочисленными судебными разбирательствами СМИ активно работали над освещением событий. Пресс-конференции давали и Батурин с Рудковской, и Ковригина с Астаховым. С марта 2007 года по июль 2008 года в прессе практически ежедневно фигурировало имя певца. Максимально страсти накалились в тот день, когда Арбитражный суд Москвы лишил исполнителя права на псевдоним и сценический образ (29 февраля 2008 года). Но Билан продолжал с успехом гастролировать и играть на чувствах своих поклонников, ведь практически каждое издание располагало снимками «расстроенного Димы», «воодушевленного Димы», «Димы в состоянии безысходности». Тем временем адвокаты артиста продолжали работу, а Рудковская активно участвовала в продвижении Билана на международный конкурс «Евровидение-2008» и разводилась со своим мужем и партнером по бизнесу Виктором Батуриным. Положение Билана ухудшалось с каждым днем: помимо проблем с многочисленными судебными разбирательствами, возникли угрозы со стороны влиятельного Батурина. Бывший муж Рудковской в ходе подготовки Билана к конкурсу, открыто заявлял в СМИ, что не позволит певцу представлять страну на международной арене. Батурин также неоднократно предъявлял счет Билану за все потраченные на него средства.

Когда замученный междоусобицами Билан стал финалистом в отборочном туре конкурса «Евровидение-2008», и телеканал «Россия» на всю стран показал его слезы, поклонники таланта Билана решили, что он – наивный юноша, всего лишь мечтающий заниматься творчеством и отстаивающий свое право на это занятие. Так за артиста начала переживать почти вся страна в лице давних и приобретенных в ходе судебных скандалов поклонников, обещая ему великое будущее, называя его чуть ли не самым гениальным исполнителем современности.


Активная пропаганда сделала из Билана народного героя. В Белграде Билан узнал, что Мосгорсуд дал ему полную свободу самовыражения, таким образом, исполнитель выиграл процесс у наследников Айзеншписа. Публика вздохнула с облегчением. Далее последовало первое место на «Евровидении – 2008», которое за всю историю конкурса впервые получил представитель России.
В финале конкурса Рудковская стояла на коленях рядом с Биланом и заливалась слезами умиления, пока Дима пел песню «Believe in». Страна в восторге – есть на свете справедливость и Билан тому пример. Диму поздравил с победой лично президент Медведев. А президент Кабардино-Балкарии присвоил ему звание Народного артиста республики. Купаясь в эйфории, но наученный горьким опытом певец, все же не забыл себя обезопасить. Чтобы избавиться от посягательств на псевдоним, артист, ранее по паспорту носивший имя Виктора Николаевича Белана, поменял имя и стал Димой Николаевичем Биланом. Теперь никто не сможет запретить Диме быть Димой.

Урок имиджелогии

Общественное мнение торжествует там, где дремлет мысль.
Оскар Уайльд

Совершенно очевидно, что затевать судебные процессы  ради собственного пиара,  в общем-то, ни к чему. Случай с Биланом вышел для певца вообще довольно рискованным. Но как красиво на этом сыграли заинтересованные лица! Импровизация достойная восхищения. Судебное разбирательство с Биланом стараниями его продюсеров переросло в реалити-драму, за ходом которой следили сотни тысяч поклонников.

Теперь каждый шаг исполнителя откровенно фиксируется журналистами таблоидов, можно сказать, что артист буквально «прописался» в журналах и на сайтах электронных СМИ. Но вот, что заставляет задуматься: заголовки таблоидов пестрят похождениями  Билана в светской жизни. Но ничего не слышно о концертах. Сразу после «Евровидения-2008» на нескольких каналах показали фильм про «восхождение Димы». Но это, как и конкурс — прошлые заслуги.

Однако общество уже приняло нового героя. Оно ему рукоплещет. И вот, что удивительно, само того не подозревая, это общество будет его оправдывать. Перестанет петь вживую – порвались связки. Перестанет петь вообще, например, уйдет в бизнес — надо же ему на что-то жить. Потеряет человеческое лицо, и тут найдется оправдание — одолела депрессия, со всяким бывает.

Какой показательный урок пиара.

P.S.: И все-таки, важно кое-что помнить: в борьбе за славу – главное не переусердствовать. Ведь «хватить через край – не значит достигнуть цели».

Дарья Хавкина, pravo.ru

Медиа:

Выступление Димы Билана на конкурсе "Евровидение — 2008"

Разоблачение Билана: мнение Виктора Батурина