ПРАВО.ru
Актуальные темы
16 июля 2009, 19:09

Не слишком ли сильно нас берегут?

Не слишком ли сильно нас берегут?
Рашид Нургалиев

Правоохранительные и силовые органы заметно активизировались в связи с якобы существующей угрозой обострения протестных настроений в период экономического кризиса. В МВД России создан ситуационный центр, а во всех регионах— специальные группы, которые должны отслеживать настроения в обществе. Минсвязи, в свою очередь, предоставило правоохранительным органам неограниченный доступ к почтовым отправлениям — письмам, бандеролям, переводам граждан и пр. Что за этим стоит?

О расформировании ситуационного центра вопрос пока не ставится

Ситуационный центр и специальные группы, по заявлению главы МВД Рашида Нургалиева, позволят милиции и властям действовать на упреждение.

«При поступлении сведений о росте социальной напряженности мы их анализируем. Если в ее основе лежат экономические факторы — информируем соответствующих  руководителей Правительства Российской Федерации. Если решение проблемы находится в компетенции региональных руководителей, ставим их в известность», — заявил Нургалиев в интервью «Интерфаксу».

Превентивные меры принимаются вместе с профильными министрами и местными органами власти, отметил глава МВД. Кроме того, милиционеры проверяют, нет ли в каждом конкретном случае признаков рейдерства, незаконного банкротства, легализации денег, нажитых преступным путем, или вывода активов в оффшоры.

Пресс-секретарь Рашида Нургалиева Валерий Грибакин сообщил, что решение о создании центров было принято еще в конце прошлого года. По его словам, информация поступает в центры из различных источников — как от оперативных служб, так и из СМИ. Все региональные группы единой телекоммуникационной сетью связаны между собой и с центром в Москве. Вся вертикаль считается временной — она создана на время кризиса. Но, по словам Грибакина, о расформировании центров пока вопрос не ставится.

Общественный порядок в условиях мирового кризиса

Напомним, о том, что власть опасается массовых выступлений в связи с кризисом, заговорили в конце прошлого года, когда было приостановлено сокращение внутренних войск. По словам депутат Госдумы, заместителя председателя комитета по безопасности Геннадия Гудкова, МВД готовится к социальному взрыву: сокращение штатов было приостановлено из-за растущей вероятности социальных волнений на почве безработицы.

«В связи со складывающимися экономическими условиями, реальность такова, что в стране возможно значительное увеличение маргинальных элементов, не имеющих средств к существованию… Ситуация (криминогенная) может усугубляться ростом протестных настроений, вызванных недовольством работоспособного населения страны невыплатами зарплаты, грозящим увольнением, а также непопулярными мерами, реализуемыми в рамках антикризисной программы», — заявил тогда первый замглавы МВД России Михаил Суходольский.

В апреле он рассказал, что МВД приняло необходимые меры для того, чтобы в условиях мирового финансово-экономического кризиса и рецессии сохранить в стране общественный порядок и спокойную обстановку. МВД предусмотрело наиболее вероятное развитие событий в России и с учетом этого, совместно с другими заинтересованными федеральными органами, региональными властями, решило, какие именно меры будут способствовать сохранению стабильности. По словам Суходольского, именно благодаря постоянному мониторингу состояния дел в социальных вопросах и в сфере миграции всплеск преступности удалось предотвратить.

Однако, констатировал генерал, в России увеличилось не только количество общественно-политических мероприятий, проводимых по всей стране, но и возросло число административных правонарушений во время их проведения. Поэтому для МВД в этом году будет оставаться актуальным вопрос охраны общественного порядка во время подобного рода мероприятий.

Комплексная система безопасности

По словам замминистра МВД Суходольского, только комплексная система безопасности позволит предотвратить дестабилизацию обстановки в стране. В частности, имеется в виду программа «Безопасный город», которая предусматривает введение в течение 2008-2009 годов в городах с населением более 100 тысяч человек комплексов технического контроля за общественными местами. На реализацию этой программы из бюджета выделено около 10 миллиардов рублей. Кроме того, по данным СМИ, создаются центры быстрого реагирования, а сотрудников органов внутренних дел стимулируют солидными ежемесячными выплатами. Всего на них выделено на 2009 год 8,9 миллиардов рублей.

Мэр Москвы Юрий Лужков надеется сдержать растущую преступность с помощью новых систем видеонаблюдения. В столице внедряются новые камеры с датчиками резких движений, способные реагировать на драки. К их внедрению мэрию подтолкнула невнимательность системных операторов, которые часто упускали из вида важную информацию с мониторов.

Полномочный представитель президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко не исключает, что для борьбы с всплеском преступности могут быть привлечены граждане, потерявшие работу.

При формировании спецподразделений "предпочтение будет отдаваться физически подготовленным гражданам мужского пола в возрасте до 35 лет"

В конце мая сообщалось, что в Подмосковье создается специальное элитное подразделение «Авангард», которое будет заниматься охраной общественного порядка во время проведения массовых мероприятий. В ГУВД утверждают, что функции нового подразделения будут схожи с функциями патрульно-постовой службы милиции, а не ОМОНа.

По словам начальника Управления обеспечения общественного порядка ГУВД региона подполковника милиции Вадима Фомченкова, в «Авангарде» будет служить более 500 человек, в настоящее время идет активный набор личного состава из числа желающих.

«Предпочтение будет отдаваться физически подготовленным гражданам мужского пола в возрасте до 35 лет», — сказал Фомченков.

Новое подразделение будет мобильным, при необходимости будет выезжать в любой населенный пункт региона.

Кроме того, напомним, в стране активно развиваются крупные частные силовые структуры. Вслед за «корпоративными армиями» «Газпрома» и «Транснефти» в МВД заговорили об армии «Олимпстроя», а Росрыболовство пообещало создать антибраконьерский спецназ «Пираньи».

В феврале 2009 года журналисты подсчитали, что численность силовых структур, ориентированных на борьбу с внутренними угрозами, в России уже, вероятно, превысила численность армии: по некоторым данным, силовиков «для внутреннего употребления» насчитывается 2,5 миллиона. Эксперты склоняются к выводу, что в стране идет кризисная милитаризация госуправления.

«Пикалевский синдром»

Власти всерьез обеспокоены растущим недовольством народа экономической ситуацией в России и планируют предпринимать жесткие меры, если люди выйдут на митинги и демонстрации. Как рассказал «Независимой газете» замглавы комитета по безопасности Госдумы Геннадий Гудков, по распоряжению из центра во всех городах, где сокращения коснулись больших градообразующих предприятий, милиция укрепляется внутренними войсками. Отметив, что кризисные явления постоянно нарастают, Гудков добавил, что «может случиться так, что никаких внутренних войск нам не хватит».

В то же время в штабе переброску внутренних войск отрицают. Как заявил начальник пресс-службы этого ведомства Василий Панченков, таких подразделений на местах и сейчас достаточно, однако он не исключил использования ОМОНа в случае, если митинги и демонстрации будут сопровождаться насилием.

Ранее Минрегион назвал 200 «городов-побратимов» Пикалево и Светлогорья. Наиболее сложное социально-экономическое положение наблюдается в 19 субъектах РФ.

По словам председателя Совета Федерации, лидера партии «Справедливая Россия» Сергея Миронова, власти понимают, что пикалевская история может быть тиражирована в нескольких сотнях российских моногородов, население которых стало заложником кризиса. Он считает, что за кризис в моногородах ответят местные власти и олигархи — у местных властей и хозяев предприятий не получится переложить ответственность за ситуацию в моногородах на федеральное правительство.

Со своей стороны правительство в ближайшее время представит предложения по поддержке порядка в 20 моногородах, испытывающих наибольшие трудности из-за последствий экономического кризиса.

Алекс — Юстасу или "Черные комнаты"почтовых отделений

Правоохранительные органы получат неограниченный доступ к почтовым отправлениям граждан — письмам, бандеролям, переводам и прочему. Вскрыть их для проверки смогут сотрудники восьми силовых структур РФ — органов внутренних дел, ФСБ, Федеральной службы охраны (ФСО) и внешней разведки, а также таможенники, работники Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) и Госнаркоконтроля. Требования к сетям и средствам почтовой связи выдавать корреспонденцию для проведения оперативно-разыскных мероприятий, подписанные министром связи и массовых коммуникаций РФ Игорем Щегловым, 6 июля прошли регистрацию в Минюсте и 21 июля 2009 года вступят в силу.

По желанию правоохранительные органы без какого-либо контроля смогут получать свободный доступ к самим почтовым отправлениями и упаковкам (мешкам, ящикам и пр.), а также изымать письма, бандероли и посылки. На почтовых узлах (почтамтах) по согласованию с органами ФСБ должны быть созданы специальные изолированные помещения для работы представителей соответствующих ведомств. В правилах подробно описаны требования к таким «черным комнатам».

Про ордер от суда в новых правилах нет ни слова, сообщает «Фонтанка.ру». Но указано, что информация об оказанных услугах почтовой связи и об их пользователях предоставляется по запросу уполномоченных органов. Более того, к электронным базам данных спецслужбы должны иметь он-лайн доступ через специальные каналы связи. Неограниченному раскрытию подлежат все сведения о заказной корреспонденции, переводах и пр., в том числе относящиеся к персональным данным, почтовые адреса граждан и пр.

Напомним, правила, вводимые на почте, уже работают для сетей электросвязи (сотовые и фиксированные телефоны) и доступа к Интернету. Сотовые операторы и интернет-провайдеры устанавливают у себя оборудование спецслужб, не интересуясь, для чего оно используется.

Социологические опросы

Несмотря на констатацию факта роста недовольства в обществе, генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров весной заявлял, что уровень протестных настроений не достиг даже 2006 года, когда никакого кризиса не было. Причина этого, по мнению Федорова, в том, что возглавить организацию митингов просто некому. Так, во время протестов против монетизации льгот в 2005 году на первый план вышли объединения ветеранов и пенсионеров. Сейчас же удар кризиса приходится прежде всего на работающее население, а у него таких организаций в общефедеральном масштабе нет, а профсоюзы слабы.

По данным на середину мая, большинство россиян (65 процентом) по-прежнему не готовы принять участие в массовых акциях протеста, а 61 процент опрошенных ВЦИОМ считают подобные выступления маловероятными. Маловероятными такие протестные выступления чаще других считают жители малых городов и сел (67-68 процентов). Среди респондентов, проживающих в Москве и Петербурге, напротив, высока доля тех, кто считает такие акции вполне вероятными (40 процентов).

Готовность лично принять участие в подобных выступлениях декларируют менее четверти (23 процента) опрошенных, большинство же (65 процентов) заявляют, что не намерены их поддерживать.

Правовая сторона нововведений

Правовая обоснованность некоторых из нововведений МВД вызывает вопросы. Конституция РФ гарантирует тайну связи и позволяет вмешиваться в переписку только по судебному решению. «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения» (часть 2 статья 23 Конституции РФ).

Закон о связи разъясняет, что ордер от суда нужен и для получения сведений о передаваемых отправлениях, а также о пользователях услуг связи (адресате или отправителе). Однако никаких ссылок на Конституцию РФ и даже закон об оперативно-розыскной деятельности в требованиях Минсвязи нет.

Высшие судебные инстанции также настаивают на соблюдении тайны связи. В 2000 году Верховный Суд РФ указал, что требования руководителей спецслужб «не освобождают операторов связи от возложенной на них обязанности по обеспечению соблюдения тайны связи… В связи с этим операторы должны давать информацию… лишь при предоставлении органами, осуществляющими оперативно-розыскные мероприятия, соответствующих, предусмотренных законом, документов. Предоставление же операторами связи этим органам информации без соответствующих на то документов противоречит как требованиям Конституции РФ, так и действующему федеральному законодательству», — заключил судья Юрий Редченко.

Вызывает сомнения и необходимость создания спецподразделений, которые должны будут оперативно направляться на место любых массовых мероприятий. Такое повышенное внимание к свободным собраниям граждан может ставить под угрозу статью 31 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».

Безусловно, предназначение милиции, внутренних войск, некоторых других силовых структур — обепечение общественного правопорядка в интересах граждан. Однако столь упрощенные процедуры "отслеживание настроений", вмешательства в личную жизнь граждан требуют, надо полагать, более серьезного обоснования.